
Одиссей, стреляющий из лука в толпу женихов
Краснофигурный скифос. Аттика.Мастер Пенелопы.
Глина. Ок. 440 г. до н. э.
Высота 20 см.Берлин, Государственные музеи.
Одиссей, стреляющий из лука в толпу женихов.
Краснофигурный скифос. Аттика.
Мастер Пенелопы.
Глина. Ок. 440 г. до н. э.
Высота 20 см.
Мастер Пенелопы.
Глина. Ок. 440 г. до н. э.
Высота 20 см.
Берлин, Государственные музеи.
Происхождение:
Найден при раскопках в Тарквинии.
Описание:
Эпос Гомера с древнейших времен находил отражение в тематике греческой вазописи. У Гомера художники черпали богатый материал, который лег в основу сюжетных композиций на греческих сосудах. Передаваемые из поколения в поколение сюжеты свободно дополнялись и изменялись по воле фантазии художника. Античный эпос, этот неисчерпаемый источник всей греческой культуры, вдохновлял также и монументальную живопись, которая в свою очередь оказывала влияние на вазопись. На скифосе, как свидетельствует подпись, изображен Одиссей, сопровождаемый двумя девушками. Возвратясь после долгих странствий на родину, одетый в рубище, Одиссей приготовился пустить стрелу из лука в толпу женихов, домогающихся руки его жены Пенелопы (женихи изображены на другой стороне сосуда).
Скифос был найден при раскопках в Тарквинии, но стилистически он близок к краснофигурным сосудам аттической школы, и роспись его приписывают кисти так называемого «мастера Пенелопы». Поверхности лицевой и оборотной сторон скифоса строго отделены орнаментом из пальметт, находящимся под широкими ручками. Меандровый фриз служит одновременно линией земли. Расположение фигур, необычайно свободное, строится на противопоставлении спокойно стоящих женщин и напряженного движения Одиссея, устремленного вперед по направлению летящей стрелы. Плавно спускающиеся складки хитонов контрастируют с острыми складками одежды Одиссея.
Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 63.
Фотограф Г. Мурза.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 63.
Фотограф Г. Мурза.