Раненая амазонка.

Мрамор. Римская копия с бронзовой статуи Кресилая ок. 430 г. до н. э.

Берлин, Государственные музеи.

Описание:
Лишь очень немно­гие под­лин­ные про­из­веде­ния зна­ме­ни­тых гре­че­ских скуль­п­то­ров, име­на кото­рых нам извест­ны по пись­мен­ным источ­ни­кам, дошли до наше­го вре­ме­ни. Зна­ния об искус­стве Древ­ней Гре­ции были бы дале­ко не пол­ны­ми, если бы мы не обла­да­ли мно­го­чис­лен­ны­ми рим­ски­ми копи­я­ми, даю­щи­ми пред­став­ле­ние о работах вели­ких гре­че­ских масте­ров. Рим­ляне люби­ли искус­ство древ­них элли­нов и стре­ми­лись обла­дать луч­ши­ми про­из­веде­ни­я­ми. Они соби­ра­ли гре­че­ские ста­туи, выпол­нен­ные в мра­мо­ре или брон­зе, поме­ща­ли их в сво­их двор­цах и домах, зака­зы­ва­ли с них копии, укра­ша­ли ими вил­лы, сады, бани. Изготов­ле­ние копий полу­чи­ло широ­кое раз­ви­тие в пер­вые два сто­ле­тия импе­ра­тор­ско­го Рима. Ране­ная ама­зон­ка в собра­нии Бер­лин­ских музеев так­же явля­ет­ся копи­ей гре­че­ско­го под­лин­ни­ка. У Пли­ния мы можем про­честь о том, что брон­зо­вый ори­ги­нал этой ста­туи неко­гда нахо­дил­ся в свя­ти­ли­ще Арте­ми­ды Эфес­ской вме­сте с тре­мя дру­ги­ми ста­ту­я­ми ама­зо­нок V века до н. э. и что все они были созда­ны в твор­че­ском сорев­но­ва­нии четырь­мя скуль­п­то­ра­ми: Поли­кле­том, Фиди­ем, Кре­си­ла­ем и Фрад­мо­ном. Так воз­ник­ли в Эфе­се четы­ре очень похо­жие ста­туи. Одна­ко, руко­вод­ст­ву­ясь опи­са­ни­ем их пла­сти­че­ских осо­бен­но­стей, иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что дан­ная ста­туя явля­ет­ся копи­ей работы Кре­си­лая. Ама­зон­ка изо­бра­же­на в пози­ции шага, но она не шага­ет, а сто­ит непо­движ­но, опи­ра­ясь левой рукой о пилястр. Мотив боко­вой опо­ры ока­зал­ся необ­хо­ди­мым для переда­чи клас­си­че­ско­го «дви­же­ния в состо­я­нии покоя».
Уди­ви­тель­ная тек­то­нич­ность гос­под­ст­ву­ет во всей ста­туе, осо­бен­но в переда­че одеж­ды. Ама­зон­ка оде­та в хитон, под­по­я­сан­ный крест-накрест. Со всех четы­рех сто­рон ста­туи повто­ря­ет­ся один и тот же мотив: в середине и по кра­ям пря­мые склад­ки хито­на соеди­не­ны вол­на­ми изги­баю­щих­ся скла­док. От это­го фигу­ра ама­зон­ки кажет­ся мед­лен­но опус­каю­щей­ся кни­зу. Высо­ко под­ня­тая пра­вая рука, под кото­рой зия­ет рана, еще уси­ли­ва­ет ощу­ще­ние тяже­сти. Толь­ко таки­ми сред­ства­ми мог передать древ­не­гре­че­ский мастер физи­че­ское стра­да­ние, в то вре­мя как пре­крас­ное лицо ама­зон­ки муже­ст­вен­но и вели­че­ст­вен­но-спо­кой­но.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 61.
Фотограф Г. Мурза.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор статуя раненая амазонка амазонки женская одежда хитон скульптор Кресилай
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА