Богиня, сидящая на троне (Персефона?)
Паросский мрамор. Ок. 480 г. до н. э.
Высота 151 см.
Берлин, Государственные музеи.

Богиня, сидящая на троне (Персефона?).

Паросский мрамор. Ок. 480 г. до н. э.
Высота 151 см.

Берлин, Государственные музеи.

Происхождение:
Из гре­че­ско­го свя­ти­ли­ща в Тарен­те.

Описание:
Боги­ня, изва­ян­ная гре­че­ским скуль­п­то­ром в Южной Ита­лии, то есть на терри­то­рии Вели­кой Гре­ции, нахо­ди­лась в свое вре­мя в гре­че­ском свя­ти­ли­ще в Тарен­те. Она оде­та в длин­ный хитон с мел­ки­ми склад­ка­ми, гима­тий и накид­ку, спус­каю­щу­ю­ся на спи­ну и пле­чи. Ноги ее, обу­тые в ремен­ные сан­да­лии на тон­кой подош­ве, поко­ят­ся на ска­ме­еч­ке. Боги­ня сидит на троне с пря­мой спин­кой и под­ло­кот­ни­ка­ми в тор­же­ст­вен­ной, пол­ной досто­ин­ства позе. Подуш­ка на сиде­нье и спин­ка тро­на под­чер­ки­ва­ют ее стро­гую фрон­таль­ность. Воло­сы боги­ни сдер­жи­ва­ют­ся голов­ным убо­ром в виде чеп­ца, завит­ки волос, отки­ну­тые за уши, обрам­ля­ют лоб и вис­ки, спус­ка­ют­ся с обе­их сто­рон на грудь и пле­чи. Голо­ва увен­ча­на диа­де­мой, в кото­рую пер­во­на­чаль­но были встав­ле­ны, как мож­но судить по следам отвер­стий в мра­мо­ре, метал­ли­че­ские укра­ше­ния. Отвер­стия в моч­ках ушей слу­жи­ли для под­вес­ки метал­ли­че­ских серег. Какая имен­но боги­ня здесь изо­бра­же­на, мож­но в извест­ной мере пред­по­ла­гать, срав­нив ее с тер­ра­ко­то­вой фор­мой, най­ден­ной так­же в Тарен­те. Эта фор­ма — точ­ное повто­ре­ние нашей мра­мор­ной ста­туи. Веро­ят­но, она дер­жа­ла в руках (ныне утра­чен­ных) фиа­лу и нечто вро­де ала­ба­ст­ро­на. Так как в Южной Ита­лии фиа­ла неред­ко встре­ча­ет­ся при изо­бра­же­нии Пер­се­фо­ны, то и здесь ско­рее все­го мы име­ем изва­я­ние боги­ни под­зем­но­го цар­ства.
Образ­ное реше­ние ста­туи пре­крас­но пере­да­ют пла­сти­че­ские при­е­мы стро­го­го сти­ля. Разум­ность, рав­но­ве­сие и мера опре­де­ли­ли осо­бен­но­сти раз­ви­тия клас­си­че­ско­го гре­че­ско­го искус­ства ран­ней поры. Еще по-арха­и­че­ски ров­но спа­да­ют склад­ки одеж­ды, одна­ко духов­ный облик боги­ни отли­ча­ет­ся уди­ви­тель­ной закон­чен­но­стью: если вни­ма­тель­но вглядеть­ся в ее про­филь, то ста­но­вит­ся вид­но, какая воз­вы­шен­ная печаль и глу­бо­кая муд­рость исхо­дят от этой ста­туи и как хоро­шо неиз­вест­ный скуль­п­тор пере­дал состо­я­ние ясной и свет­лой думы, в кото­рую погру­же­на боги­ня.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 59.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие статуя statua statuae греческая мифология mythologia graeca богиня персефона персефоны dea persephone kore kora core паросский мрамор статуя богиня сидящая на троне персефона берлинская богиня прозерпина просерпина богиня кора трон кресло сиденье хитон гиматий накидка сандалии скамеечка для ног диадема