Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Диаметр 38 см.Берлин, Государственные музеи
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Диаметр 38 см.
Берлин, Государственные музеи.
По своей художественной манере краснофигурная вазопись, которая пришла на смену чернофигурной, соответствует развитию ранней классики в греческой скульптуре. Мастера краснофигурного стиля — Эпиктет, Олтос, Дурис — стремятся ввести в строгую систему вазовой росписи конкретно наблюденное в жизни богатство движений человеческого тела. Отныне первое место среди аттических краснофигурных сосудов принадлежит не стройным амфорам, а большим чашам, расписанным крупными мастерами. Форма чаши позволяет развернуть сложные многофигурные композиции. Как на внешних, так и на внутренних стенках чаши, укрепленной на высокой подставке (ножке), можно увидеть мифологические и бытовые сцены. Техника краснофигурной росписи, появившаяся около 530 года до н. э., позволила отказаться от строгих архаических канонов чернофигурных ваз. Рисунок стал более свободным, мускулы тела и костяк фигур детально проработанными. На чаше из Вульчи изображена битва четырех тяжеловооруженных воинов с круглыми щитами. Под ногами у них лежит обнаженный юноша. Подписи сообщают нам имена мифологических героев — Аякса, Энея, Диомеда и Гиппасоса, сражающихся за мертвое тело Патрокла. При всей графической изощренности силуэтов наступающих друг на друга юношей вазописец смело вводит акценты пластической моделировки человеческого тела, придавая ему определенную объемность. Однако эта объемность проявляет себя только при передаче движения: напряжение мускулатуры ног и развевающаяся одежда сражающихся юношей контрастируют с неподвижным телом Патрокла, данным строго прочерченной линией. Ритмическое сопоставление движения и покоя позволяет понять особую красоту умелого расположения фигур.
Подпись, сделанная на сосуде, гласит, что имя художника Олтос, а гончара — Эвкситей.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 56.
Фотограф Г. Мурза.