Миф о Медее.

Стенка саркофага. Фрагмент.
Мрамор. Ок. 170 г.
Высота 65 см, длина всего саркофага 227 см.

Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).

Описание:
Темой релье­фа рим­ско­го сар­ко­фа­га послу­жил сюжет тра­гедии вели­ко­го гре­че­ско­го поэта Еври­пида. Одна­ко про­об­ра­зом для изо­бра­же­ния послу­жи­ли не лите­ра­тур­ные герои, а живо­пис­ный обра­зец, создан­ный по моти­вам тра­гедии Еври­пида. Извест­но, что эпо­ха Алек­санд­ра Македон­ско­го была вре­ме­нем рас­цве­та гре­че­ской живо­пи­си, тогда же воз­ник­ла и так назы­ва­е­мая живо­пись на свит­ках, иллю­ст­ри­ру­ю­щая леген­ды и мифы. Эти свит­ки слу­жи­ли посо­би­ем для созда­ния стен­ных рос­пи­сей и для укра­ше­ния сар­ко­фа­гов. Веро­ят­но, и для рим­ско­го сар­ко­фа­га с мифом о Медее образ­цом послу­жил подоб­ный сви­ток, в кото­ром посте­пен­ное раз­ви­тие сюже­та нераз­рыв­но свя­за­но с образ­ной выра­зи­тель­но­стью. Эпи­че­ское спо­кой­ст­вие повест­во­ва­ния и внут­рен­нее напря­же­ние, зало­жен­ное в тра­гедий­но­сти само­го сюже­та, нахо­дят урав­но­ве­шен­ное завер­ше­ние в ком­по­зи­ци­он­ном пост­ро­е­нии сар­ко­фа­га. Повест­во­ва­ние релье­фа начи­на­ет­ся со сце­ны при­но­ше­ния детьми Медеи роко­вых сва­деб­ных даров неве­сте. Стар­ший маль­чик дер­жит в подо­ле высо­ко под­ня­то­го пла­ща цве­ты, млад­ший несет венок на блюде. Кре­уса, моло­дая неве­ста Язо­на, сидит на искус­но выто­чен­ном сту­ле с широ­кой спин­кой. Она оде­та в туни­ку, плащ, с голо­вы на пле­чи спус­ка­ет­ся тон­кий пла­ток. Ниче­го не подо­зре­вая, она при­под­ни­ма­ет­ся нав­ст­ре­чу при­нес­шим дары маль­чи­кам. Поза­ди них вид­на фигу­ра моло­до­го чело­ве­ка, шафе­ра неве­сты, рядом скло­ни­лась ее кор­ми­ли­ца. Язон, жених Кре­усы и быв­ший муж Медеи, сто­ит в задум­чи­во­сти, при­сло­нив­шись к колонне, сле­ва у края сар­ко­фа­га. Рельеф сар­ко­фа­га при­бли­жа­ет­ся к круг­лой скульп­ту­ре, каж­дая фигу­ра вхо­дит в общее ком­по­зи­ци­он­ное пост­ро­е­ние и вме­сте с тем она может рас­смат­ри­вать­ся как само­сто­я­тель­ное про­из­веде­ние позд­ней элли­ни­сти­че­ской пла­сти­ки. При обоб­щен­ной закон­чен­но­сти каж­до­го обра­за, при его пла­сти­че­ской завер­шен­но­сти (юная и неж­ная Кре­уса, забот­ли­вая кор­ми­ли­ца, тра­ги­че­ски жесто­кая Медея и т. д.) как бы вто­рым пла­ном про­чи­ты­ва­ет­ся сюжет­ная линия гре­че­ско­го мифа. Рит­ми­че­ское чере­до­ва­ние колонн на зад­нем плане и осо­бен­но вью­щи­е­ся меж­ду ними спле­тен­ные акан­фо­вые листья объ­еди­ня­ют всю сце­ну в еди­ное целое, под­чер­ки­ва­ют зна­чи­тель­ность куль­ми­на­ци­он­но­го момен­та.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом. Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 53.
Фотограф Г. Мурза.
ENGLISH

комм.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: стенка саркофага саркофаг мрамор Медея Креуса Ясон Иасон Язон дети Медеи Мермер и Ферет мальчик цветы венок стул сиденье туника плащ платок свадебный дар свадебные дары лист акант аканф аканта аканфа акантовый аканфовый акантовые аканфовые листья шафер кормилица Инв № Sk 843 b