Портрет эфиопа (Мемнон, один из любимых учеников Герода Аттика).

Белый мрамор. 150—160-е гг.
Высота 27,3 см.

Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Описание:
Моде­лью чрез­вы­чай­но выра­зи­тель­но­го, живо­го порт­ре­та моло­до­го афри­кан­ца счи­та­ют одно­го из трех извест­ных уче­ни­ков зна­ме­ни­то­го афи­ня­ни­на Геро­да Атти­ка. Герод Аттик, родив­ший­ся в Мара­фоне, всю свою жизнь посвя­тил нау­ке. Он изу­чал фило­со­фию и рито­ри­ку, про­вел несколь­ко лет в путе­ше­ст­ви­ях с обра­зо­ва­тель­ны­ми целя­ми и, нако­нец, обос­но­вал­ся в Афи­нах. Там он при­об­рел при­зна­ние и авто­ри­тет как учи­тель и настав­ник моло­де­жи. Сре­ди его уче­ни­ков, кото­рых он осо­бен­но ценил и выде­лял и кото­рые ему были духов­но близ­ки, наряду с Ахил­ле­сом и Полидев­ком назы­ва­ют эфи­о­па Мем­но­на. Смерть рано отня­ла у Атти­ка всех его люби­мых уче­ни­ков. В память о рано ушед­ших из жиз­ни юно­шах Герод Аттик велел укра­сить свои обшир­ные гре­че­ские вил­лы их порт­ре­та­ми. Голо­ва Мем­но­на, неко­гда быв­шая голо­вой ста­туи или гер­мы, явля­ет­ся порт­ре­том моло­до­го уче­но­го, чело­ве­ка с бога­тым внут­рен­ним миром. Серь­ез­ный взгляд боль­ших умных глаз с про­свер­лен­ны­ми зрач­ка­ми, лег­кий пушок, как бы про­сти­раю­щий­ся вокруг пол­ных губ, на щеках и под­бо­род­ке, корот­кие вью­щи­е­ся воло­сы, плот­но обле­гаю­щие голо­ву, созда­ют ярко инди­виду­аль­ный образ, дале­кий от внеш­ней иде­а­ли­за­ции. Внут­рен­няя сос­ре­дото­чен­ность, напря­жен­ная работа мыс­ли поз­во­ля­ют при­чис­лить это про­из­веде­ние к немно­гим образ­цам пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та в гре­че­ской пла­сти­ке. В порт­ре­те Мем­но­на най­де­но то необ­хо­ди­мое орга­ни­че­ское един­ство инди­виду­аль­но­го и иде­аль­но­го, кото­рое поз­во­ля­ет ясно пред­ста­вить пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти моло­до­го уче­но­го, его все­про­ни­зы­ваю­щую ода­рен­ность, и имен­но эти каче­ства достав­ля­ют глу­бо­ко эсте­ти­че­ское наслаж­де­ние.
Порт­рет был обна­ру­жен при рас­коп­ках на месте быв­ших вла­де­ний Геро­да Атти­ка. В неболь­шой мра­мор­ной голо­ве, несмот­ря на повреж­де­ния и утра­ты, про­яви­ло себя ред­кое мастер­ство испол­не­ния, рас­кры­ваю­щее воз­вы­шен­ное бла­го­род­ство моде­ли.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 77.
Фотограф Г. Мурза.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: белый мрамор мужской портрет голова эфиопа Мемнон эфиоп
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА