Венера
Трехслойный сардоникс. I в.
1,7 × 1,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Венера.

Трехслойный сардоникс. I в.
1,7 × 1,3 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Мно­го­зна­чи­тель­ным в Риме ста­но­вит­ся и образ боги­ни люб­ви. «Рода Эне­е­ва мать» счи­та­лась не толь­ко пок­ро­ви­тель­ни­цей Юли­ев, чис­лив­ших ее сво­ей родо­на­чаль­ни­цей. Она была боги­ней, к кото­рой воз­во­дил свое нача­ло весь рим­ский народ. Сле­до­вал про­стой вывод: кто же, если не Юлии, порож­ден­ные самой Вене­рой, могут сто­ять во гла­ве рим­лян? Гре­ки не зна­ли такой сте­пе­ни поли­ти­за­ции рели­гии и искус­ства. Пре­лест­ная голов­ка Вене­ры мог­ла быть заим­ст­во­ва­на из гре­че­ской живо­пи­си или из куль­то­вой скульп­ту­ры. Осо­бен­но извест­на была в эти годы «Вене­ра» скуль­п­то­ра Арке­си­лая. Она была зака­за­на дик­та­то­ром Цеза­рем и в 46 г. до н. э. вод­ру­же­на в храм Вене­ры на его Фору­ме. Эта куль­то­вая ста­туя име­ла боль­шой успех. Боги­ня люб­ви пред­ста­ва­ла здесь с аму­ром на пле­че. Живо­пись камеи несколь­ко стра­да­ет от неболь­шо­го дефек­та кам­ня: воло­сы боги­ни при­шлось выре­зать в двух сло­ях — тем­но-корич­не­вом и рыже­ва­том.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 164—165, № 70.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma мифология μυθολογία греческая мифология ελληνική μυθολογία mythologia graeca римская мифология ρωμαϊκή μυθολογία mythologia romana афродита ἀφροδίτη αφροδίτη aphrodite венера βένους venus римская римский римское римские камея камеи καμέα κάμερες трехслойный сардоникс камея венера афродита