Венера
Трехслойный сардоникс. I в.
1,7 × 1,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Венера.

Трехслойный сардоникс. I в.
1,7 × 1,3 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Мно­го­зна­чи­тель­ным в Риме ста­но­вит­ся и образ боги­ни люб­ви. «Рода Эне­е­ва мать» счи­та­лась не толь­ко пок­ро­ви­тель­ни­цей Юли­ев, чис­лив­ших ее сво­ей родо­на­чаль­ни­цей. Она была боги­ней, к кото­рой воз­во­дил свое нача­ло весь рим­ский народ. Сле­до­вал про­стой вывод: кто же, если не Юлии, порож­ден­ные самой Вене­рой, могут сто­ять во гла­ве рим­лян? Гре­ки не зна­ли такой сте­пе­ни поли­ти­за­ции рели­гии и искус­ства. Пре­лест­ная голов­ка Вене­ры мог­ла быть заим­ст­во­ва­на из гре­че­ской живо­пи­си или из куль­то­вой скульп­ту­ры. Осо­бен­но извест­на была в эти годы «Вене­ра» скуль­п­то­ра Арке­си­лая. Она была зака­за­на дик­та­то­ром Цеза­рем и в 46 г. до н. э. вод­ру­же­на в храм Вене­ры на его Фору­ме. Эта куль­то­вая ста­туя име­ла боль­шой успех. Боги­ня люб­ви пред­ста­ва­ла здесь с аму­ром на пле­че. Живо­пись камеи несколь­ко стра­да­ет от неболь­шо­го дефек­та кам­ня: воло­сы боги­ни при­шлось выре­зать в двух сло­ях — тем­но-корич­не­вом и рыже­ва­том.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 164—165, № 70.
Ключевые слова: трехслойный сардоникс камея камеи Венера Афродита