Виктория с четверкой коней
Подпись: «делал Руф».
Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Виктория с четверкой коней.

Подпись: «делал Руф».
Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Из кол­лек­ции гер­цо­га Орле­ан­ско­го, 1787 г.

Описание:
Руф — един­ст­вен­ное име­ю­ще­е­ся на камее латин­ское имя рез­чи­ка в эрми­таж­ной кол­лек­ции. Его имя напо­ми­на­ет про­зви­ще «руфос» (лат. «рыжий»), это чело­век из воль­ноот­пу­щен­ни­ков. И под­пись свою он ста­вит на гем­ме по-гре­че­ски, и мане­ра его резь­бы не обна­ру­жи­ва­ет ниче­го спе­ци­фи­че­ски рим­ско­го. Это общий антич­но­му миру стиль. Идя нав­ст­ре­чу рим­ским заказ­чи­кам, при­вык­шим к гре­че­ским име­нам и гре­че­ским под­пи­сям, латин­ский рез­чик не при­бе­га­ет к род­но­му язы­ку. Не так ли после «Сезо­нов рус­ско­го бале­та» зару­беж­ные тан­цов­щи­цы пред­по­чи­та­ли име­но­вать­ся рус­ски­ми име­на­ми?
Камея Руфа — мини­а­тюр­ный шедевр. Сво­бо­да, дина­мизм и в то же вре­мя урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ции в ова­ле пора­зи­тель­ны. Мы не зна­ем, что здесь от живо­пис­но­го ори­ги­на­ла, а что вне­се­но рез­чи­ком. Хотя моне­ты и одна инта­лия из Эрми­та­жа с вос­про­из­веде­ни­ем одно­имен­ной кар­ти­ны Нико­ма­ха пока­зы­ва­ют, что мастер был верен образ­цу. Изме­не­ния дик­то­ва­лись гори­зон­таль­ной вытя­ну­то­стью ова­ла гем­мы.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 178—179, № 77.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana крылатая богиня нике ника ники nice nike крылатая богиня виктория виктории победа персонификация победы dea victoria римская римский римское римские камея камеи сардоникс камея виктория с четверкой коней подпись делал руф конь кони лошадь лошади мастер руф