Аврора на колеснице.

Сардоникс. Римская работа. I в.
2,8 × 3,4 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея име­ет толь­ко лишь в одной эрми­таж­ной кол­лек­ции 10 реплик. Осо­бая сим­во­ли­ка была зак­лю­че­на в изо­бра­же­нии утрен­ней зари. Пер­вый смысл — обнов­ле­ние, вто­рой смысл (при­ня­тый со вре­мен похо­дов Анто­ния), ско­рее гео­гра­фи­че­ско­го харак­те­ра,— Восток. Реже, но встре­ча­ют­ся в рим­ских каме­ях изо­бра­же­ния боги­ни Луны Селе­ны на колес­ни­це быков. Тогда, про­ти­во­по­став­лен­ные друг дру­гу, два сюже­та зна­чи­ли: весь мир, вся все­лен­ная, от Восто­ка до Запа­да. Рим­ский рез­чик как буд­то пом­нит ста­рин­ный эпи­тет зари у Гоме­ра — «с пер­ста­ми пур­пур­ны­ми Эос»: он исполь­зу­ет слои двух­слой­но­го сар­до­ник­са, инвер­ти­руя их, фоном слу­жит белый слой, слов­но худо­же­ст­вен­ная мета­фо­ра тума­на или обла­ков, а для коней — корич­не­вый, колес­ни­ца и сама боги­ня выре­за­ны в крас­но-корич­не­вом слое. Впе­чат­ле­ние воздуш­ной дым­ки созда­ет­ся бла­го­да­ря более тем­но­му изо­бра­же­нию на перед­нем плане и более свет­ло­му — на вто­ром.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 180—181, № 78.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сардоникс камея камеи Аврора на колеснице Эос конь кони лошадь лошади колесница бига
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА