Дионис и Ариадна.

Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI 17, 42).
216 × 129 см.
Инв. № 41658.

Неаполь, Национальный археологический музей, .

Описание:
Пере­ме­щен­ная в 1980 году с север­ной сте­ны пятой ком­на­ты так назы­ва­е­мо­го Дома Золо­то­го Брас­ле­та в запад­ной инсу­ле, дан­ная кар­ти­на пред­с­тав­ля­ет собой часть ори­ги­наль­ной сте­ны. На чер­ных сте­нах этой боль­шой сво­д­ча­той ком­на­ты, укра­шен­ной по схе­ме, типич­ной для ран­не­го IV сти­ля, нахо­ди­лись две рас­по­ло­жен­ных рядом боль­ших кар­ти­ны, изоб­ра­жа­ю­щих две извес­т­ные пары из клас­си­че­ской мифо­ло­гии: Мар­са и Вене­ру — на одной сто­роне, Дио­ни­са и Ари­ад­ну — на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне. Пан­но изна­чаль­но было частью выпол­нен­но­го в послед­нем пом­пе­ян­ском сти­ле деко­ра, свер­ху него рас­по­ла­га­ет­ся фриз крас­но-корич­не­во­го цве­та; у осно­ва­ния фри­за нахо­дит­ся зуб­ча­тый кар­низ, на кото­ром поме­ще­на серия изящ­ных изоб­ра­же­ний жел­тых гри­фо­нов с голу­бы­ми кры­лья­ми, рас­по­ло­жен­ных друг нап­ро­тив дру­га и чере­ду­ю­щих­ся с чело­ве­че­ски­ми фигу­ра­ми с под­но­са­ми. Золо­тая мас­ка явля­ет­ся цен­траль­ной частью этой ком­по­зи­ции (на бор­дю­ре, с гри­фо­на­ми), а из хво­с­тов кры­ла­тых мифи­че­ских чудо­вищ выхо­дят завит­ки. Эти завит­ки пред­с­тав­ля­ют собой рас­ти­тель­ный орна­мент с роза­ми и буто­на­ми на кон­цах, типич­ный мотив ран­не­им­пер­ских орна­мен­тов (см. Bastet F.L. — De Vos M., Proposta per una classificazione del terzo stile pompeiano, Gravenhage 1979, p. 21).

Под фри­зом на вык­ра­шен­ной в чер­ный цвет стене нахо­дит­ся пер­вая из двух поло­сок, обрам­ля­ю­щих основ­ное изоб­ра­же­ние, кото­рая сос­то­ит их пере­пле­тен­ных с плю­щом вино­град­ных листьев с крас­ны­ми и жел­ты­ми соцве­ти­я­ми. Вокруг изоб­ра­же­ния — крас­ное обрам­ле­ние с белы­ми кра­я­ми, отде­ля­ю­щее изоб­ра­же­ние от чер­ной сте­ны. Для изоб­ра­же­ния Дио­ни­са и Ари­ад­ны на перед­нем плане исполь­зу­ют­ся самые раз­но­об­раз­ные и яркие крас­ки. Поза­ди них нахо­дит­ся Силен, наб­лю­да­ю­щий эту сце­ну. Спе­ре­ди от них нахо­дит­ся неболь­шой кир­пич­ный лаби­ринт. На зад­нем плане, выпол­нен­ном в мяг­ких зеле­ных и серых тонах, изоб­ра­же­на бух­та и скуд­ный ска­ли­с­тый пей­заж, пред­с­тав­лен­ный несколь­ки­ми кус­та­ми без листьев. В пра­вом верх­нем углу изоб­ра­жен нахо­дя­щий­ся в бух­те корабль Теcея. Он обра­щен носом в откры­тое море, посколь­ку он поки­да­ет ост­ров.

Кар­ти­на посвя­ще­на собы­ти­ям, после­до­вав­шим за тем, как Ари­ад­на была остав­ле­на Тесе­ем на ост­ро­ве Нак­сос и на этом же ост­ро­ве появил­ся Дио­нис, кото­ро­го при­вле­ка­ла кра­со­та девуш­ки. Бог изоб­ра­жен в тот момент, когда им овла­дел вне­зап­ный любов­ный порыв. Он обло­ко­тил­ся о ска­лу, под­нял и согнул в лок­те пра­вую руку. На голо­ве Дио­ни­са — венок из вино­град­ных листьев и соцве­тий, а его жезл (тирс) при­с­тав­лен к ска­ле, кото­рая нахо­дит­ся поза­ди. Его крас­ная хла­ми­да, окайм­лен­ная синей поло­сой, наки­ну­та на под­ня­тую руку и спа­да­ет до бедер. Дио­нис слег­ка повер­нул­ся вле­во, о чем мож­но судить по поло­же­нию его левой ноги, раз­во­ро­ту лица в направ­ле­нии девуш­ки и лег­ко­му нак­ло­ну туло­ви­ща впра­во, — это сде­ла­но для того, чтобы его влюб­лён­ный взгляд пре­с­тал перед нами в цен­тре ком­по­зи­ции. Он каса­ет­ся левой рукой гру­ди обна­жён­ной Ари­ад­ны, кото­рая сто­ит спра­ва от него, на ней наде­ты лишь две золо­тые под­вес­ки, она пыта­ет­ся при­крыть свои бед­ра сине-зеле­ной накид­кой, кото­рая раз­ви­ва­ет­ся от дуно­ве­ний вол­шеб­но­го вет­ра тео­фа­нии. Вари­а­ции на эту тему, изоб­ра­жа­ю­щие явле­ние Дио­ни­са и спя­щую Ари­ад­ну, есть и на дру­гих извес­т­ных пом­пей­ских кар­ти­нах. Из близ­ле­жа­ще­го дома Фабия Руфа в Insula Occidentalis — пара пан­но на стек­лян­ной камее пери­о­да Юли­ев-Клав­ди­ев (см. Maiuri 1961, p. 18 et seqq. Pl. 2), на одном из кото­рых изоб­ра­же­на эта сце­на. Похо­жие сце­ны с раз­ве­ва­ю­щей­ся ман­ти­ей мы можем видеть на несколь­ких изоб­ра­же­ни­ях, вклю­чая то, кото­рое нахо­дит­ся в доме Кифа­ре­да (I 4, 25). На нем запе­чат­лен Дио­нис, обна­ру­жив­ший спя­щую Ари­ад­ну, но в этом вари­ан­те от боже­с­т­вен­но­го вет­ра раз­ви­ва­ет­ся оде­я­ние Дио­ни­са. Что каса­ет­ся темы соблаз­не­ния девуш­ки, харак­тер­ной для кар­тин с изоб­ра­же­ни­я­ми Дио­ни­са, похо­жий мотив мож­но най­ти на кар­тине из дома Л. Цеци­лия Юкун­да (V 1, 26) с сати­ром, обни­ма­ю­щим Ари­ад­ну. Ком­по­зи­ция сфо­ку­си­ро­ва­на на пра­вой час­ти кар­ти­ны, что поз­во­ля­ет зри­те­лю сос­ре­до­то­чить­ся на чув­с­т­вен­ной сос­тав­ля­ю­щей рисун­ка, что под­чер­ки­ва­ет­ся длин­ной диа­го­наль­ной лини­ей тир­са. Баланс изоб­ра­же­ния созда­ет­ся бла­го­да­ря тому, что сле­ва из-за кам­ней появ­ля­ет­ся фигу­ра Силе­на. У него длин­ная белая боро­да, боль­шой нос, тем­ная кожа и длин­ные крас­ные коз­ло­по­доб­ные уши, в пра­вой руке он дер­жит бубен, в левой — тирс; он изоб­ра­жён в про­ти­во­по­лож­ной сто­роне от глав­ной час­ти ком­по­зи­ции. Позы пер­со­на­жей доволь­но теат­раль­ны, а стиль изоб­ра­же­ния осно­вы­ва­ет­ся на сле­ду­ю­щих харак­тер­ных при­зна­ках — это мето­ди­ка рас­по­ло­же­ния фигур в раз­лич­ных направ­ле­ни­ях, выде­ле­ние пер­со­на­жей на перед­нем плане через искус­ное исполь­зо­ва­ние све­то­те­ни, пра­виль­ные ана­то­ми­че­ские про­пор­ции, лег­кие и яркие маз­ки кис­ти и бога­тая цве­то­вая палит­ра, кото­рая при­да­ёт кар­тине объ­ём­ность.


Marisa Mastroroberto
© 2007 Пере­вод с англ. Мити­на Ю. П.

Литература:
Bibl.: Pompei, (ed. by E. Zevi, I—II, Naples 1991—1992), II, 1992, p. 258; Pompei. Pitture e mosaici, Rome, VII, 1996, pp. 80—83; Mastroroberto, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 131—133, no. 83; Mastroroberto, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 71, no. 38.

Источники:
© 2001 Фото, текст: Pompeii. Images from the buried cities. Electa, Napoli, 2001, p. 47—48, no. 8.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: фрески фреска раннего IV стиля Четвертый стиль из Помпей Помпеи Дом Золотого Браслета VI 17 42 Дионис и Ариадна Дионис Вакх Бахус Силен силен силены корабль бубен тирс венок грифон грифоны гриф грифы листья плюща плющ виноградный лист виноградные листья виноград остров Наксос Инв № 41658