Дионис и Ариадна
Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI 17, 42).
216 × 129 см.
Инв. № 41658.Помпеи, Археологический парк Помпей.

Дионис и Ариадна.

Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI 17, 42).
216 × 129 см.
Инв. № 41658.

Помпеи, Археологический парк Помпей.

Описание:

Три­кли­ний 20 с видом на сад, север­ная сте­на. Фото с сай­та pompeiiinpictures.com

Пере­ме­щен­ная в 1980 году с север­ной сте­ны пятой ком­на­ты так назы­вае­мо­го Дома Золо­то­го Брас­ле­та в запад­ной инсу­ле, дан­ная кар­ти­на пред­став­ля­ет собой часть ори­ги­наль­ной сте­ны. На чер­ных сте­нах этой боль­шой свод­ча­той ком­на­ты, укра­шен­ной по схе­ме, типич­ной для ран­не­го IV сти­ля, нахо­ди­лись две рас­по­ло­жен­ные рядом боль­шие кар­ти­ны, изо­бра­жаю­щие две извест­ные пары из клас­си­че­ской мифо­ло­гии: Мар­са и Вене­ру — на одной сто­роне, Дио­ни­са и Ари­ад­ну — на про­ти­во­по­лож­ной. Изна­чаль­но пан­но было частью деко­ра, выпол­нен­но­го в послед­нем пом­пе­ян­ском сти­ле, свер­ху него рас­по­ла­га­ет­ся фриз крас­но-корич­не­во­го цве­та; у осно­ва­ния фри­за нахо­дит­ся зуб­ча­тый кар­низ, на кото­ром поме­ще­на серия изящ­ных изо­бра­же­ний жел­тых гри­фо­нов с голу­бы­ми кры­лья­ми, рас­по­ло­жен­ных друг про­тив дру­га и чередую­щих­ся с чело­ве­че­ски­ми фигу­ра­ми с под­но­са­ми. Золотая мас­ка явля­ет­ся цен­траль­ной частью этой ком­по­зи­ции (на бор­дю­ре, с гри­фо­на­ми), а из хво­стов кры­ла­тых мифи­че­ских чудо­вищ выхо­дят завит­ки. Эти завит­ки пред­став­ля­ют собой рас­ти­тель­ный орна­мент с роза­ми и буто­на­ми на кон­цах, типич­ный мотив ран­не­им­пер­ских орна­мен­тов (см. Bastet F. L. — De Vos M., Proposta per una classificazione del terzo stile pompeiano, Gravenhage 1979, p. 21).

Под фри­зом на вык­ра­шен­ной в чер­ный цвет стене нахо­дит­ся пер­вая из двух поло­сок, обрам­ля­ю­щих основ­ное изо­бра­же­ние, кото­рая состо­ит из пере­пле­тен­ных с плю­щом вино­град­ных листьев с крас­ны­ми и жел­ты­ми соцве­ти­я­ми. Вокруг изо­бра­же­ния — крас­ное обрам­ле­ние с белы­ми кра­я­ми, отде­ля­ю­щее изо­бра­же­ние от чер­ной сте­ны. Для изо­бра­же­ния Дио­ни­са и Ари­ад­ны на пере­д­нем плане исполь­зу­ют­ся самые раз­но­об­раз­ные и яркие крас­ки. Поза­ди них нахо­дит­ся Силен, наблюдаю­щий эту сце­ну. Спе­ре­ди от них нахо­дит­ся неболь­шой кир­пич­ный лаби­ринт. На зад­нем плане, выпол­нен­ном в мяг­ких зеле­ных и серых тонах, изо­бра­же­на бух­та и скуд­ный ска­ли­стый пей­заж, пред­став­лен­ный несколь­ки­ми куста­ми без листьев. В пра­вом верх­нем углу изо­бра­жен нахо­дя­щий­ся в бух­те корабль Теcея. Он обра­щен носом в откры­тое море, посколь­ку покида­ет ост­ров.

Кар­ти­на посвя­ще­на собы­ти­ям, после­до­вав­шим за тем, как Ари­ад­на была остав­ле­на Тесе­ем на ост­ро­ве Нак­сос и на этом же ост­ро­ве появил­ся Дио­нис, кото­ро­го при­вле­ка­ла кра­сота девуш­ки. Бог изо­бра­жен в тот момент, когда им овла­дел вне­зап­ный любов­ный порыв. Он обло­ко­тил­ся о ска­лу, под­нял и согнул в лок­те пра­вую руку. На голо­ве Дио­ни­са — венок из вино­град­ных листьев и соцве­тий, а его жезл (тирс) при­став­лен к ска­ле, кото­рая нахо­дит­ся поза­ди. Его крас­ная хла­мида, окайм­лен­ная синей поло­сой, наки­ну­та на под­ня­тую руку и спа­да­ет до бедер. Дио­нис слег­ка повер­нул­ся вле­во, о чем мож­но судить по поло­же­нию его левой ноги, раз­во­роту лица в направ­ле­нии девуш­ки и лег­ко­му нак­ло­ну туло­ви­ща впра­во, — это сде­ла­но для того, чтобы его влюб­лен­ный взгляд пред­стал перед нами в цен­тре ком­по­зи­ции. Он каса­ет­ся левой рукой груди обна­жен­ной Ари­ад­ны, кото­рая сто­ит спра­ва от него, на ней наде­ты лишь две золотые под­вес­ки, она пыта­ет­ся при­крыть свои бед­ра сине-зеле­ной накид­кой, кото­рая раз­ве­ва­ет­ся от дуно­ве­ний вол­шеб­но­го вет­ра тео­фа­нии. Вари­а­ции на эту тему, изо­бра­жаю­щие явле­ние Дио­ни­са и спя­щую Ари­ад­ну, есть и на дру­гих извест­ных пом­пей­ских кар­ти­нах. Из близ­ле­жа­ще­го дома Фабия Руфа в Insula Occidentalis — пара пан­но на стек­лян­ной камее пери­о­да Юли­ев-Клав­ди­ев (см. Maiuri 1961, p. 18 et seqq. Pl. 2), на одном из кото­рых изо­бра­же­на эта сце­на. Похо­жие сце­ны с раз­ве­ваю­щей­ся ман­ти­ей мы можем видеть на несколь­ких изо­бра­же­ни­ях, вклю­чая то, кото­рое нахо­дит­ся в доме Кифа­реда (I 4, 25). На нем запе­чат­лен Дио­нис, обна­ру­жив­ший спя­щую Ари­ад­ну, но в этом вари­ан­те от боже­ст­вен­но­го вет­ра раз­ве­ва­ет­ся оде­я­ние Дио­ни­са. Что каса­ет­ся темы соблаз­не­ния девуш­ки, харак­тер­ной для кар­тин с изо­бра­же­ни­я­ми Дио­ни­са, похо­жий мотив мож­но най­ти на кар­тине из дома Л. Цеци­лия Юкун­да (V 1, 26) с сати­ром, обни­маю­щим Ари­ад­ну. Ком­по­зи­ция сфо­ку­си­ро­ва­на на пра­вой части кар­ти­ны, что поз­во­ля­ет зри­те­лю сос­ре­дото­чить­ся на чув­ст­вен­ной состав­ля­ю­щей рисун­ка, что под­чер­ки­ва­ет­ся длин­ной диа­го­наль­ной лини­ей тир­са. Баланс изо­бра­же­ния созда­ет­ся бла­го­да­ря тому, что сле­ва из-за кам­ней появ­ля­ет­ся фигу­ра Силе­на. У него длин­ная белая боро­да, боль­шой нос, тем­ная кожа и длин­ные крас­ные коз­ло­по­доб­ные уши, в пра­вой руке он дер­жит бубен, в левой — тирс; он изо­бра­жен в про­ти­во­по­лож­ной сто­роне от глав­ной части ком­по­зи­ции. Позы пер­со­на­жей доволь­но теат­раль­ны, а стиль изо­бра­же­ния осно­вы­ва­ет­ся на сле­дую­щих харак­тер­ных при­зна­ках: это мето­ди­ка рас­по­ло­же­ния фигур в раз­лич­ных направ­ле­ни­ях, выде­ле­ние пер­со­на­жей на пере­д­нем плане через искус­ное исполь­зо­ва­ние све­то­те­ни, пра­виль­ные ана­то­ми­че­ские про­пор­ции, лег­кие и яркие маз­ки кисти и бога­тая цве­то­вая палит­ра, кото­рая при­да­ет кар­тине объ­ем­ность.

Мари­за Маст­ро­ро­бер­то

Литература:
Pompei (ed. by E. Zevi, I—II, Naples 1991—1992), II, 1992, p. 258;
Pompei. Pitture e mosaici, Rome, VII, 1996, pp. 80—83;
Mastroroberto, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 131—133, no. 83;
Mastroroberto, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 71, no. 38.

Источники:
© 2001 г. Фото, текст: Pompeii. Images from the buried cities. Electa, Napoli, 2001. P. 47—48, no. 8.
© 2007 г. Перевод с англ. Ю. П. Митина.
2019 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.

комм.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские четвертый стиль iv помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii греческая мифология mythologia graeca ариадна ариадны ariadna ariadne гриф грифы грифон грифоны грифона gryphus дионис dionysus силен силена силены силенов silenus sileni selenus papposilenus римская мифология mythologia romana вакх вакха бахус бахуса bacchus тирс thyrsus бубен тамбурин плащ серьга серьги борода бородатый мужчина barba barbatum помпеи pompeii парусный корабль парусное судно navis velifera виноград виноградная гроздь винограда uva botrys botrus цветок цветы flos flores виноградный венок из виноградных листьев лист виноградная корона corona pampinea дом золотого браслета vi 17 42 растительный орнамент лабиринт хламида хламиде chlamys плющ плющевые листья плюща hedera наксос naxos развевающийся вздутый надуваемый раздуваемый наполняемый ветром плащ инв № 41658