Психея в рабстве у Венеры
Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э.
2,8 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Психея в рабстве у Венеры.

Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э.
2,8 × 1,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Пси­хея в раб­стве у Вене­ры — сюжет, вос­хо­дя­щий к элли­ни­сти­че­ско­му искус­ству. Пси­хея с кир­кой сто­ит у ска­лы, на кото­рой воз­вы­ша­ет­ся кры­ла­тый божок люб­ви. У ног ее дру­гой амур­чик, при­сев на кор­точ­ки, при­ко­вы­ва­ет ее нож­ные кан­да­лы к под­но­жию ска­лы. Сюжет заим­ст­во­ван из алле­го­ри­че­ской сказ­ки, поз­же поэ­ти­че­ски обра­ботан­ной рим­ским писа­те­лем Апу­ле­ем, где в мифо­ло­ги­че­ских обра­зах дава­лась кар­ти­на любов­ных муче­ний души чело­ве­ка. Душа, нару­шив­шая запрет боже­ства, долж­на была пре­тер­петь нака­за­ние (по-гре­че­ски «пси­хе» — душа). Рим­ский мастер при­дер­жи­ва­ет­ся стро­го двух­цвет­ной гам­мы: он не остав­ля­ет и следа третье­го, верх­не­го слоя сар­до­ник­са, огра­ни­чи­ва­ясь белы­ми фигу­ра­ми и корич­не­вым фоном. Основ­ной при­ем нюан­си­ров­ки коло­ри­та — утон­че­ние сред­не­го, бело­го слоя, даю­ще­го тон­кий живо­пис­ный эффект све­то­те­не­вой моде­ли­ров­ки форм.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 184—185, № 80.

комм.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor венера venus римская римский римское римские камея камеи сардоникс камея психе психея в рабстве у венеры рабство рабыня раба венера афродита ножные кандалы оковы кирка