Амуры и Психея, совершающие жертвоприношение
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
60 × 53 см.
Инв. № 20879.Неаполь, Национальный археологический музей.

Амуры и Психея, совершающие жертвоприношение.

Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
60 × 53 см.
Инв. № 20879.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Описание:
Пан­но было сня­то с чер­ной сте­ны. Оно пред­став­ля­ет собой пина­кс (pinax), на кото­ром пред­став­ле­на жан­ро­вая сце­на с купидо­на­ми, совер­шаю­щи­ми жерт­во­при­но­ше­ние. Кар­ти­на нахо­дит­ся внут­ри тем­но-крас­ной рам­ки с белой поло­сой. Блед­ный фон сде­лан в духе импрес­си­о­низ­ма через игру зеле­ны­ми и корич­не­вы­ми теня­ми.

Эта ком­по­зи­ция име­ет пира­мидо­об­раз­ную фор­му, а её эле­мен­ты — типич­ны для идил­ли­че­ской сце­ны пок­ло­не­ния богам: мы видим здесь алтарь с тро­фе­я­ми, пьеде­стал, на кото­ром сто­ит раз­вер­ну­тая вле­во неболь­шая ста­туя боги­ни Юно­ны с кры­лья­ми и в длин­ном хитоне, далее идет пок­ры­тое лист­вой свя­щен­ное дре­во, кото­рое завер­ша­ет кар­ти­ну на фоне, напи­сан­ном широ­ки­ми и быст­ры­ми маз­ка­ми.

Все эти эле­мен­ты рас­по­ла­га­ют­ся в цен­тре ком­по­зи­ции, и имен­но на них сфо­ку­си­ро­ва­но изо­бра­же­ние. Спра­ва — Пси­хея, кото­рая при­но­сит жерт­вы богине у алта­ря. Она оде­та в длин­ный хитон, её голо­ва повер­ну­та вле­во. Сле­ва нахо­дят­ся два круг­ло­ли­цых купидо­на с кры­лья­ми, пок­ры­ты­ми неж­ны­ми перыш­ка­ми, один из них на пере­д­нем плане пыта­ет­ся пой­мать дву­мя рука­ми пав­ли­на (свя­щен­ную пти­цу Юно­ны). Про­ри­со­ван пав­лин очень живо­пис­но. Он сто­ит в цен­тре, повер­нув­шись к купидо­ну, кото­рый пыта­ет­ся его схва­тить, а дру­гой купидон в это вре­мя радост­но выгляды­ва­ет из-за алта­ря. Изо­бра­же­ние на пере­д­нем плане завер­ша­ет откры­тая короб­ка, с постав­лен­ной рядом крыш­кой.

Кар­ти­на выдер­жа­на в духе импрес­си­о­низ­ма, в ней череду­ют­ся свет и тени и вид­ны широ­кие маз­ки раз­ных тонов. Она нахо­ди­лась в поме­ще­нии для тра­пез (три­кли­ни­у­ме) в Доме Чер­ной Сте­ны, так­же извест­ном как Дом Брон­зы, рас­ко­пан­ном в пер­вой поло­вине XIX в. Фрес­ки на южной стене, состо­я­щие из разде­лен­ной на две части ком­по­зи­ции, мож­но отне­сти к чет­вер­то­му сти­лю. На стене рас­по­ла­га­лись два пан­но и меда­льон с голо­вой Гор­го­ны, отде­лен­ной узкой поло­сой от изо­бра­же­ния гри­фо­на. В цен­траль­ной части поме­ще­ния были пред­став­ле­ны два пан­но, разде­лен­ные архи­тек­тур­ным эле­мен­том в виде цве­точ­но­го кан­де­ляб­ра, на вер­шине кото­ро­го нахо­дят­ся шар и орел. На этих пан­но изо­бра­же­ны купидо­ны, совер­шаю­щие жерт­во­при­но­ше­ние, на левом пан­но — Юноне (это и есть наша кар­ти­на), а на пра­вом — Мар­су (см. Reinach S., Répertoire des peintures grecques et romaines, Paris 1922, p. 94, 2). Над кар­ни­зом со сту­пен­ча­тым высту­пом, под­дер­жи­ва­е­мом гигант­ски­ми фигу­ра­ми, вни­зу кото­ро­го нахо­дят­ся изо­бра­же­ния мор­ских чудо­вищ и змей или сфинк­сов в малень­ких пря­мо­уголь­ни­ках — верх­ний уро­вень с цен­траль­ной нишей с Юпи­те­ром на троне, рас­по­ло­жен­ный вслед за нишей с жен­щи­ной, при­но­ся­щей жерт­вы под све­тиль­ни­ком, кото­рый дер­жит купидон. Две кар­ти­ны на южной стене — часть той же серии, кото­рой при­над­ле­жит цен­траль­ное пан­но на запад­ной стене, и сюже­ты у них оди­на­ко­вые — на одной изо­бра­же­ны купидо­ны, совер­шаю­щие жерт­во­при­но­ше­ние Афро­ди­те перед ста­ту­ей При­а­па, дер­жа­ще­го ски­петр и ритон (риту­аль­ный сосуд) (see Reinach 1922, p. 89, 2), на дру­гой купидо­ны при­но­сят жерт­вы Дио­ни­су (см. Reinach 1922, p. 89, 3). Сце­ны на стене и потол­ке отно­сят­ся к тому же чет­вер­то­му сти­лю, на них изо­бра­же­ны летаю­щие купидо­ны и Афро­ди­та с раз­лич­ны­ми атри­бу­та­ми (см. Reinach 1922, pp. 70—75), а так­же жан­ро­вые ком­по­зи­ции с пер­со­на­жа­ми, вовле­чен­ны­ми в раз­лич­ные заня­тия, сопря­жен­ные с повсе­днев­ной жиз­нью. Луч­ший при­мер таких сюже­тов, посвя­щен­ных раз­лич­ным играм и раз­вле­че­ни­ям — фриз из три­кли­ния Дома Вет­ти­ев (see Reinach 1922, pp. 85—92). Эти сюже­ты поль­зо­ва­лись популяр­но­стью в Пом­пе­ях, так как моти­вы с Эротом были наве­я­ны мифа­ми о Вене­ре (см. Reinach 1922, pp. 59—66). Подроб­нее об изо­бра­же­ни­ях Эрота, очень типич­ных для антич­ных кар­тин, см.: Blanc N., Gury F., Leredde H., Les images d’Amour: une expérience d’information, in “RevArch”, 2, 1987, pp. 297—334.

Кате­ри­на Чичи­рел­ли

Литература:
Orangerie italiana 1991. The International Fair of Italian Art and Antiques, exhibition catalogue, Bradford—London 1991, p. 14; Cicirelli, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 110—111, no. 61; Cicirelli, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 61, no. 30.

Источники:
© 2001 г. Фото, текст: Pompeii. Images from the buried cities. Electa, Napoli, 2001, с. 72—73, № 24.
© 2007 г. Перевод с англ. Ю. П. Митина.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor римский римская римские настенная роспись фреска фрески фреска фрески iv стиля из помпей помпеи дом бронзы vii 4 59 iv стиль четвертый стиль амуры и психе психея совершающие жертвоприношение пинакс павлин птица статуя юноны алтарь священное дерево хитон инв № 20879