Амуры и Психея, совершающие жертвоприношение.

Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
60 × 53 см.
Инв. № 20879.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Описание:
Пан­но было сня­то с чер­ной сте­ны. Оно пред­с­тав­ля­ет собой пина­кс (pinax), на кото­ром пред­с­тав­ле­на жан­ро­вая сце­на с купидо­на­ми, совер­ша­ю­щи­ми жерт­во­при­но­ше­ние. Кар­ти­на нахо­дит­ся внут­ри тем­но-крас­ной рам­ки с белой поло­сой. Блед­ный фон сде­лан в духе импрес­си­о­низ­ма через игру зеле­ны­ми и корич­не­вы­ми теня­ми.

Эта ком­по­зи­ция име­ет пира­мидо­об­раз­ную фор­му, а её эле­мен­ты — типич­ны для идил­ли­че­ской сце­ны пок­ло­не­ния богам: мы видим здесь алтарь с тро­фе­я­ми, пье­де­с­тал, на кото­ром сто­ит раз­вер­ну­тая вле­во неболь­шая ста­туя боги­ни Юно­ны с кры­лья­ми и в длин­ном хитоне, далее идет пок­ры­тое лис­т­вой свя­щен­ное дре­во, кото­рое завер­ша­ет кар­ти­ну на фоне, напи­сан­ном широ­ки­ми и быс­т­ры­ми маз­ка­ми.

Все эти эле­мен­ты рас­по­ла­га­ют­ся в цен­тре ком­по­зи­ции, и имен­но на них сфо­ку­си­ро­ва­но изоб­ра­же­ние. Спра­ва — Пси­хея, кото­рая при­но­сит жерт­вы богине у алта­ря. Она оде­та в длин­ный хитон, её голо­ва повер­ну­та вле­во. Сле­ва нахо­дят­ся два круг­ло­ли­цых купидо­на с кры­лья­ми, пок­ры­ты­ми неж­ны­ми перыш­ка­ми, один из них на перед­нем плане пыта­ет­ся пой­мать дву­мя рука­ми пав­ли­на (свя­щен­ную пти­цу Юно­ны). Про­ри­со­ван пав­лин очень живо­пис­но. Он сто­ит в цен­тре, повер­нув­шись к купидо­ну, кото­рый пыта­ет­ся его схва­тить, а дру­гой купидон в это вре­мя радос­т­но выг­ля­ды­ва­ет из-за алта­ря. Изоб­ра­же­ние на перед­нем плане завер­ша­ет откры­тая короб­ка, с постав­лен­ной рядом крыш­кой.

Кар­ти­на выдер­жа­на в духе импрес­си­о­низ­ма, в ней чере­ду­ют­ся свет и тени и вид­ны широ­кие маз­ки раз­ных тонов. Она нахо­ди­лась в поме­ще­нии для тра­пез (три­кли­ни­у­ме) в Доме Чер­ной Сте­ны, так­же извес­т­ном как Дом Брон­зы, рас­ко­пан­ном в пер­вой поло­вине XIX в. Фрес­ки на южной стене, сос­то­я­щие из раз­де­лен­ной на две час­ти ком­по­зи­ции, мож­но отне­с­ти к чет­вер­то­му сти­лю. На стене рас­по­ла­га­лись два пан­но и меда­льон с голо­вой Гор­го­ны, отде­лен­ной узкой поло­сой от изоб­ра­же­ния гри­фо­на. В цен­траль­ной час­ти поме­ще­ния были пред­с­тав­ле­ны два пан­но, раз­де­лен­ные архи­тек­тур­ным эле­мен­том в виде цве­точ­но­го кан­де­ляб­ра, на вер­шине кото­ро­го нахо­дят­ся шар и орел. На этих пан­но изоб­ра­же­ны купидо­ны, совер­ша­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ние, на левом пан­но — Юноне (это и есть наша кар­ти­на), а на пра­вом — Мар­су (см. Reinach S., Répertoire des peintures grecques et romaines, Paris 1922, p. 94, 2). Над кар­ни­зом со сту­пен­ча­тым выс­ту­пом, под­дер­жи­ва­е­мом гигант­ски­ми фигу­ра­ми, вни­зу кото­ро­го нахо­дят­ся изоб­ра­же­ния мор­ских чудо­вищ и змей или сфинк­сов в малень­ких пря­мо­уголь­ни­ках — верх­ний уро­вень с цен­траль­ной нишей с Юпи­те­ром на троне, рас­по­ло­жен­ный вслед за нишей с жен­щи­ной, при­но­ся­щей жерт­вы под све­тиль­ни­ком, кото­рый дер­жит купидон. Две кар­ти­ны на южной стене — часть той же серии, кото­рой при­над­ле­жит цен­траль­ное пан­но на запад­ной стене, и сюже­ты у них оди­на­ко­вые — на одной изоб­ра­же­ны купидо­ны, совер­ша­ю­щие жерт­во­при­но­ше­ние Афро­ди­те перед ста­ту­ей При­а­па, дер­жа­ще­го ски­петр и ритон (риту­аль­ный сосуд) (see Reinach 1922, p. 89, 2), на дру­гой купидо­ны при­но­сят жерт­вы Дио­ни­су (см. Reinach 1922, p. 89, 3). Сце­ны на стене и потол­ке отно­сят­ся к тому же чет­вер­то­му сти­лю, на них изоб­ра­же­ны лета­ю­щие купидо­ны и Афро­ди­та с раз­лич­ны­ми атри­бу­та­ми (см. Reinach 1922, pp. 70—75), а так­же жан­ро­вые ком­по­зи­ции с пер­со­на­жа­ми, вовле­чен­ны­ми в раз­лич­ные заня­тия, сопря­жен­ные с повсе­днев­ной жиз­нью. Луч­ший при­мер таких сюже­тов, посвя­щен­ных раз­лич­ным играм и раз­вле­че­ни­ям — фриз из три­кли­ния Дома Вет­ти­ев (see Reinach 1922, pp. 85—92). Эти сюже­ты поль­зо­ва­лись популяр­но­стью в Пом­пе­ях, так как моти­вы с Эро­том были наве­я­ны мифа­ми о Вене­ре (см. Reinach 1922, pp. 59—66). Подроб­нее об изоб­ра­же­ни­ях Эро­та, очень типич­ных для антич­ных кар­тин, см.: Blanc N., Gury F., Leredde H., Les images d’Amour: une expérience d’information, in “RevArch”, 2, 1987, pp. 297—334.


Caterina Cicirelli

Литература:
Orangerie italiana 1991. The International Fair of Italian Art and Antiques, exhibition catalogue, Bradford—London 1991, p. 14; Cicirelli, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 110—111, no. 61; Cicirelli, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 61, no. 30.

Источники:
© 2001 Фото, текст: Pompeii. Images from the buried cities. Electa, Napoli, 2001, с. 72—73, № 24.
© 2007 Перевод с англ.: Ю. П. Митин.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: фрески фреска IV стиля из Помпей Помпеи Дом Бронзы VII 4 59 IV стиль четвертый стиль Амуры и Психе Психея совершающие жертвоприношение пинакс эрот эроты Эрос амур амуры Купидон павлин птица статуя Юноны алтарь священное дерево хитон Инв № 20879