Кайрос
Мраморный барельеф.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Кайрос.
Мраморный барельеф.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Статуя Кайроса, подробное описание которой сохранилось, до нас не дошла; по крайней мере до сих пор не удалось установить античных повторений этого типа. Но дальний отголосок его сохранился на двух рельефах, из которых один хранится в Туринском музее, второй в Эрмитаже. Этот последний экземпляр, к сожалению, совершенно переработан реставратором (рис. 6). Рельефы дают возможность составить себе приблизительное представление о композиции оригинала. Фигура изображена быстро идущей вперед. Движение ее чрезвычайно сложно, ибо художник старался передать беспрерывность движения посредством расположения рук и ног. Он удачно наблюдал движения человеческой фигуры. Идущий человек сначала выставляет одну ногу, выдвигая одновременно и соответственное плечо, затем происходит поворот другого плеча вперед, после чего только выставляется другая нога и делает следующий шаг. В промежутке между двумя шагами, следовательно, получается такая картина: выставленной вперед ноге соответствует по своему движению не плечо той же стороны, а другое плечо, [с. 24] подготовляющее движение другой ноги. Этот переходный момент выбран художником для достижения впечатления беспрерывного движения вперед. Плоскость, образуемая бедрами при такой постановке фигуры, не совпадает с плоскостью плеч, а пересекает ее.
Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. Лисипп. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 6.