Голова Юпитера
Бронза, полое литье. Римская работа I в.Инв. № VI 9.Вена, Музей истории искусств, Античное собрание.

Голова Юпитера.

Бронза, полое литье. Римская работа I в.
Инв. № VI 9.

Вена, Музей истории искусств, Античное собрание.

Описание:
Эта хоро­шо сох­ра­нив­ша­я­ся голо­ва посту­пи­ла из зам­ка Амбрас, из кол­лек­ции эрц-гер­цо­га Фер­ди­нан­да Тироль­ско­го. Пер­во­на­чаль­но она была частью ста­туи, как мож­но заме­тить по следам спай­ки на месте соеди­не­ния шеи с туло­ви­щем. Юпи­тер, соот­вет­ст­ву­ю­щий гре­че­ско­му богу Зев­су, был вла­сте­ли­ном и защит­ни­ком богов и людей; диа­де­ма в его воло­сах — сим­вол это­го высо­ко­го поло­же­ния. Голо­ва обрам­ле­на тща­тель­но смо­де­ли­ро­ван­ны­ми локо­на­ми, кото­рые спа­да­ют на лоб и по щекам спус­ка­ют­ся к боро­де. Лицо харак­те­ри­зу­ет­ся низ­ким и немно­го дуго­об­раз­ным лбом, под­ня­ты­ми бро­вя­ми, глад­ки­ми щека­ми, пря­мым носом с изящ­ны­ми нозд­ря­ми и слег­ка приот­кры­тым ртом. Изна­чаль­но в ста­тую были встав­ле­ны гла­за, сде­лан­ные из дру­го­го мате­ри­а­ла (камень, стек­ло, сло­но­вая кость). Необ­ра­ботан­ная поверх­ность губ была пок­ры­та тон­кой мед­ной или сереб­ря­ной фоль­гой, зна­чи­тель­но уси­ли­ваю­щей эффект. Голо­ва про­из­во­дит на наблюда­те­ля впе­чат­ле­ние спо­кой­ст­вия и непо­движ­но­сти; несмот­ря на изящ­ные фор­мы, она кажет­ся непре­клон­ной и стро­гой. Это — работа рим­ско­го эклек­тиз­ма ран­не­го импер­ско­го пери­о­да, ори­ен­ти­ро­ван­ная, одна­ко, на гре­че­ские моде­ли V в. до н. э.

По следам на внут­рен­ней части голо­вы вид­но, что при созда­нии исполь­зо­ва­лась тех­ни­ка непря­мо­го поло­го литья, назван­ная литьем по вос­ко­вой моде­ли («поте­рян­ный воск»). Эту тех­ни­ку изо­бре­ли гре­че­ские литей­щи­ки брон­зы в V в. до н. э. Ее пре­иму­ще­ство по срав­не­нию с пря­мым про­цес­сом цель­но­го или поло­го литья состо­я­ло в том, что модель не раз­ру­ша­лась в про­цес­се отлив­ки. Начи­на­ли с базо­вой моде­ли в глине, затем дела­ли оттис­ки в глине или гип­се, созда­вая несколь­ко частич­ных литей­ных форм, на кото­рые нано­си­ли горя­чий воск. Когда воск осты­вал, фор­мы уда­ля­ли, а вос­ко­вые части соби­ра­ли для про­цес­са отлив­ки. При помо­щи этой тех­ни­ки мож­но было по частям отлить как боль­шие брон­зо­вые ста­туи, так и круп­ные ста­ту­эт­ки. После это­го отдель­ные части спа­и­ва­лись вме­сте.

Курт Гшвант­лер

Источники:
© 2006 Фото, текст: A Brief Guide to the Kunsthistorisches Museum. Edited by Wilfried Seipel. Vol. 4. Masterpieces in the Collection of Greek and Roman Antiquities. Kunsthistorisches Museum. SKIRA, 2006, p. 68, cat. 21 (ISBN 3-85497-099-4).
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римская копия бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые юпитер юпитера jupiter iupiter juppiter iuppiter jovis iovis бронза голова юпитера полое литье римская работа юпитер зевс инв № vi 9