Силен с младенцем Дионисом
Мрамор. Париж, Лувр.

Силен с младенцем Дионисом.

Мрамор.

Париж, Лувр.

Описание:
По сти­ли­сти­че­ским сооб­ра­же­ни­ям ста­вит­ся в связь с искус­ст­вом Лисип­па груп­па, дошед­шая до нас в несколь­ких повто­ре­ни­ях. Изо­бра­жен ста­рик Силен с мла­ден­цем Дио­ни­сом на руках, сцен­ка идил­ли­че­ско­го харак­те­ра (рис. 22). Но подоб­ные ком­по­зи­ции воз­ни­ка­ли уже рань­ше, — вспом­ним хотя бы о зна­ме­ни­той груп­пе Пра­к­си­те­ля, Гер­ме­са с Дио­ни­сом, отды­хаю­ще­го на пути к нисей­ским ним­фам. Лисип­по­в­ская груп­па при­да­ет сцене еще более интим­ный харак­тер. Силен при­жи­ма­ет мла­ден­ца к сво­ей груди и неж­но смот­рит ему в гла­за. Кон­траст меж­ду сухо­ва­той фигу­рой лес­но­го демо­на и неж­ны­ми фор­ма­ми мла­ден­ца уве­ли­чи­ва­ет впе­чат­ле­ние, про­из­во­ди­мое груп­пой, как тако­вой. Мотив фигу­ры Силе­на силь­но напо­ми­на­ет фар­нез­ско­го Герак­ла, но он име­ет несрав­нен­но более лег­кий харак­тер. Фор­мы тела более упру­ги и лише­ны груз­но­сти масс Герак­ла. Боль­шая эла­стич­ность ска­зы­ва­ет­ся и в рас­по­ло­же­нии туло­ви­ща; нет того рез­ко­го изги­ба, кото­рый отде­ля­ет верх­нюю часть от ниж­ней, одна глав­ная линия про­хо­дит сни­зу до вер­ха. В зна­чи­тель­ной мере впе­чат­ле­нию лег­ко­сти содей­ст­ву­ет и дви­же­ние под­ня­тых вверх рук, умень­шаю­щих дав­ле­ние груди на ниж­нюю часть фигу­ры, нако­нец, и сво­бод­ное про­стран­ство меж­ду нога­ми фигу­ры и под­по­рой в виде пня. Лег­кая игра линий ребен­ка отвле­ка­ет глаз и застав­ля­ет его сос­ре­дото­чить­ся на верх­ней части ком­по­зи­ции.

Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. ЛИСИПП. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 22.
Фото из Brunn. Denkm. griech.-röm. Sculpt.
Verlag F. Bruckmann A.-G., München.
Ключевые слова: мрамор статуя Силен с младенцем Дионисом Силен силены младенец Дионис Вакх Бахус скульптор Лисипп из Сикиона