Статуя борца
Бронза.Неаполь, Национальный археологический музей

Статуя борца.

Бронза.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Геркуланум, Вилла Папирусов.
Описание:
Со ста­ту­ей сидя­ще­го Гер­ме­са бли­жай­шим обра­зом свя­за­ны две брон­зо­вых ста­туи бор­цов в Неа­по­ли­тан­ском музее (рис. 23). Они изо­бра­же­ны в выжида­тель­ных позах, вни­ма­тель­но смот­рят друг дру­гу в гла­за, следя за каж­дым дви­же­ни­ем про­тив­ни­ка, и осто­рож­но дви­жут­ся впе­ред. Фигу­ры рас­по­ло­же­ны так, что они со всех сто­рон пред­став­ля­ют кра­си­вую игру линий. Уди­ви­тель­но длин­ные про­пор­ции фигу­ры, кото­рые бро­са­ют­ся в гла­за так­же и на сидя­щем Гер­ме­се, в выбран­ном худож­ни­ком моти­ве ста­но­вят­ся еще более оче­вид­ны­ми. Длин­ные сухо­ща­вые ноги, корот­кое туло­ви­ще, тон­кие руки, изо­бра­жен­ные в состо­я­нии отды­ха на ста­туе Гер­ме­са, здесь нахо­дят­ся в пол­ном дви­же­нии. Грудь нак­ло­не­на впе­ред, но левая рука отведе­на назад и в сто­ро­ну, так­же как и пра­вая нога; нао­бо­рот, пра­вая рука и левая нога выдви­ну­ты впе­ред. В дан­ном слу­чае, сле­до­ва­тель­но, худож­ник так­же ста­рал­ся пере­дать пере­ход от одно­го дви­же­ния к дру­го­му, кото­рый нам не раз при­хо­ди­лось отме­чать. Но широ­ко рас­став­лен­ные ноги, ото­дви­ну­тые от тела руки при­да­ют фигу­ре еще более лег­кий харак­тер, чем на всех дру­гих ста­ту­ях это­го кру­га памят­ни­ков. Линии про­веде­ны так, что они раз­но­об­раз­ны­ми кри­вы­ми под­ни­ма­ют­ся вверх, все более и более сос­ре­дото­чи­ва­ясь и опре­де­ля­ясь в направ­ле­нии сво­их дви­же­ний, пока [с. 34] они не вли­ва­ют­ся в одну мощ­ную мас­су, дан­ную фор­ма­ми голо­вы. Поэто­му выра­же­ние голо­вы и явля­ет­ся столь интен­сив­ным, оно дает, так ска­зать всю сум­му дви­же­ний, схо­дя­щих­ся из всех частей тела. Фор­мы голо­вы в про­ти­во­по­лож­ность к рас­чле­нен­но­сти плос­ко­стей тела про­сты и обри­со­ва­ны очень ясно, груп­пи­ру­ясь вокруг глаз. Таким обра­зом, мы видим в ста­ту­ях бор­цов одно из наи­бо­лее удач­ных реше­ний слож­ной зада­чи создать впе­чат­ле­ние един­ства из сум­ми­ро­ва­ния самых раз­но­об­раз­ных эле­мен­тов.

Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. Лисипп. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 23.
Фото из Brunn. Denkm. griech.-röm. Sculpt.
Verlag F. Bruckmann A.-G., München.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые статуя статуи statua statuae обнаженная атлет атлета athleta юноша юноши с виллы вилла папирусов геркуланум геркуланума herculaneum лисипп лисиппа сикиона lysippus lysippos борец борца luctator эфеб эфеба ephebos ephebus глаза-вставки стекла стеклянной пасты стеклянная паста обнаженный мужчина спорт инв № 5626~