Пирующий Геракл.

Двусторонняя амфора, тип А. Аттика.
Мастер Андокида.
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Высота 53,5 см.

Мюнхен, Государственное античное собрание.

Описание:
Око­ло 530 года до н. э. в мастер­ских афин­ских гор­шеч­ни­ков была изо­бре­те­на новая тех­ни­ка укра­ше­ния гли­ня­ных сосудов, кото­рая с нача­ла ново­го века три­ум­фаль­но рас­про­стра­ни­лась, — это крас­но­фи­гур­ная рос­пись. В осно­ве сво­ей она была про­ти­во­по­лож­на тра­ди­ци­он­ной тех­ни­ке чер­но­фи­гур­ной рос­пи­си, пото­му что в ней фигу­ры и орна­мен­ты остав­ля­ли не рас­пи­сан­ны­ми, тогда как осталь­ную часть сосуда зак­ра­ши­ва­ли чер­ным. Теперь худож­ни­кам ста­ли доступ­ны небы­ва­лые ранее воз­мож­но­сти дета­ли­за­ции, но новая тех­ни­ка тре­бо­ва­ла так­же боль­шей акку­рат­но­сти и мастер­ства. Разу­ме­ет­ся, пере­ме­ны не про­изо­шли в один день. Ско­рее, какое-то вре­мя обе тех­ни­ки сосу­ще­ство­ва­ли вме­сте. На неко­то­рых вазах худож­ни­ки демон­стри­ро­ва­ли свое мастер­ство и в чер­но­фи­гур­ных, и в крас­но­фи­гур­ных изо­бра­же­ни­ях. Амфо­ра, изо­бра­жа­ю­щая пиру­ю­ще­го Герак­ла, под­пи­сан­ная гор­шеч­ни­ком Андо­кидом, так­же вхо­дит в эту груп­пу. Худож­ник Андо­кид счи­та­ет­ся изо­бре­та­те­лем этой инно­ва­ци­он­ной тех­но­ло­гии.
На мюн­хен­ской амфо­ре мож­но увидеть не толь­ко пре­вос­хо­д­ство крас­но­фи­гур­ной живо­пи­си, но так­же и спо­соб про­вер­ки раз­лич­ных выра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей тех­ни­ки. С обе­их сто­рон изо­бра­жен оди­на­ко­вый сюжет: Геракл, глав­ный гре­че­ский герой, уст­ро­ил­ся на клине, ложе, на кото­ром воз­ле­жа­ли во вре­мя пиров. На чер­но­фи­гур­ной сто­роне он лежит, дер­жа в пра­вой руке боль­шой кан­фар — чашу для питья, и смо­т­рит на сто­я­щую перед ним боги­ню Афи­ну. Под­ле нее мож­но узнать Гер­ме­са в кры­ла­тых сан­да­ли­ях и дорож­ной шля­пе. С дру­гой сто­ро­ны обна­жен­ный слу­га повер­нул­ся к боль­шо­му сосу­ду для сме­ши­ва­ния вина. Перед ложем — малень­кий сто­лик с кусоч­ка­ми мяса, лепеш­ка­ми и куб­ком. Сце­ну встре­чи героя и богов обрам­ля­ют уве­шан­ные вино­град­ны­ми гроз­дья­ми лозы. Ком­по­зи­ция крас­но­фи­гур­ной сто­ро­ны опус­ка­ет несколь­ко эле­мен­тов — послан­ца богов поза­ди Афи­ны, чашу для питья и ору­жие, вися­щее над Герак­лом, но ком­по­зи­ция все же выглядит более спо­кой­ной. Хочет­ся даже ска­зать, более соо­т­вет­ству­ю­щей встре­че полу­бо­га и боги­ни. Фигу­ры более обособ­лен­ны, каж­дая обна­ру­жи­ва­ет свою важ­ность, зани­мая свое соб­ствен­ное про­стран­ство. Геракл теперь не про­сто лежит. Он при­по­д­нял­ся, поло­жив руку на коле­но. Его голо­ва захо­дит на верх­нюю орна­мен­таль­ную поло­су. Боль­шой чер­ный кан­фар неожидан­но ста­но­вит­ся важ­ным эле­мен­том изо­бра­жа­е­мой исто­рии. Герой при­по­д­ни­ма­ет­ся нав­ст­ре­чу богине, кото­рая про­тя­ги­ва­ет ему полу­рас­кры­тый цве­ток. Вино­град­ная лоза не про­сто рас­тет из зем­ли, но, пол­ная напря­же­ния, вьет­ся из цен­тра ком­по­зи­ции и опле­та­ет сво­и­ми уси­ка­ми и побе­га­ми всю сце­ну. Тща­тель­но выпи­сан­ные меанд­ры на тюфя­ке ложа, на подуш­ке и на кай­ме оде­я­ния Герак­ла впе­чат­ля­ю­ще пока­зы­ва­ют, какой изощ­рен­но­сти дета­лей мог добить­ся худож­ник в крас­но­фи­гур­ной тех­ни­ке. Рос­пись в этой тех­ни­ке, несо­мнен­но, застав­ля­ет сосуды выглядеть более дра­го­цен­ны­ми, чем их чер­но­фи­гур­ные сопер­ни­ки. Здесь Геракл появ­ля­ет­ся как взрос­лый солид­ный муж­чи­на, кото­рый с опреде­лен­но­стью иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся толь­ко бла­го­да­ря сво­ей богине-пок­ро­ви­тель­ни­це Афине.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: М. Сиблер. Искусство Древней Греции. Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2007. С. 46—47. ISBN 978-5-9794-0012-9.
© Photo: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: глина двусторонняя амфора тип А Аттика Мастер Андокида билингва двусторонняя вазопись мастер Андокида пирующий Геракл Геркулес Афина Гермес слуга пир клине kline виночерпий ложе подушка канфар чаша для питья крылатые сандалии дорожная шляпа петас сосуд для смешивания вина мясо лепешка кубок виноградные гроздья виноградная лоза лук колчан меч ножны копье шлем оружие гребень плюмаж эгида пальметта лотос Munich Мюнхен 2301 Инв № J 388