Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Высота 53,5 см.Инв. №№ J 388 / 2301.Мюнхен, Государственное античное собрание
Пирующий Геракл.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Высота 53,5 см.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
На мюнхенской амфоре можно увидеть не только превосходство краснофигурной живописи, но также и способ проверки различных выразительных возможностей техники. С обеих сторон изображен одинаковый сюжет: Геракл, главный греческий герой, устроился на клине, ложе, на котором возлежали во время пиров. На чернофигурной стороне он лежит, держа в правой руке большой канфар — чашу для питья, и смотрит на стоящую перед ним богиню Афину. Подле нее можно узнать Гермеса в крылатых сандалиях и дорожной шляпе. С другой стороны обнаженный слуга повернулся к большому сосуду для смешивания вина. Перед ложем — маленький столик с кусочками мяса, лепешками и кубком. Сцену встречи героя и богов обрамляют увешанные виноградными гроздьями лозы. Композиция краснофигурной стороны опускает несколько элементов — посланца богов позади Афины, чашу для питья и оружие, висящее над Гераклом, но композиция все же выглядит более спокойной. Хочется даже сказать, более соответствующей встрече полубога и богини. Фигуры более обособленны, каждая обнаруживает свою важность, занимая свое собственное пространство. Геракл теперь не просто лежит. Он приподнялся, положив руку на колено. Его голова заходит на верхнюю орнаментальную полосу. Большой черный канфар неожиданно становится важным элементом изображаемой истории. Герой приподнимается навстречу богине, которая протягивает ему полураскрытый цветок. Виноградная лоза не просто растет из земли, но, полная напряжения, вьется из центра композиции и оплетает своими усиками и побегами всю сцену. Тщательно выписанные меандры на тюфяке ложа, на подушке и на кайме одеяния Геракла впечатляюще показывают, какой изощренности деталей мог добиться художник в краснофигурной технике. Роспись в этой технике, несомненно, заставляет сосуды выглядеть более драгоценными, чем их чернофигурные соперники. Здесь Геракл появляется как взрослый солидный мужчина, который с определенностью идентифицируется только благодаря своей богине-покровительнице Афине.
© Фото: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.
Доп. информация: http://www.beazley.ox.ac.uk.