Пирующий Геракл
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Высота 53,5 см.
Инв. №№ J 388 / 2301.Мюнхен, Государственное античное собрание

Пирующий Геракл.

Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Высота 53,5 см.
Инв. №№ J 388 / 2301.

Мюнхен, Государственное античное собрание.

Описание:
Око­ло 530 года до н. э. в мастер­ских афин­ских гор­шеч­ни­ков была изо­бре­те­на новая тех­ни­ка укра­ше­ния гли­ня­ных сосудов, кото­рая с нача­ла ново­го века три­ум­фаль­но рас­про­стра­ни­лась, — это крас­но­фи­гур­ная рос­пись. В осно­ве сво­ей она была про­ти­во­по­лож­на тра­ди­ци­он­ной тех­ни­ке чер­но­фи­гур­ной рос­пи­си, пото­му что в ней фигу­ры и орна­мен­ты остав­ля­ли не рас­пи­сан­ны­ми, тогда как осталь­ную часть сосуда зак­ра­ши­ва­ли чер­ным. Теперь худож­ни­кам ста­ли доступ­ны небы­ва­лые ранее воз­мож­но­сти дета­ли­за­ции, но новая тех­ни­ка тре­бо­ва­ла так­же боль­шей акку­рат­но­сти и мастер­ства. Разу­ме­ет­ся, пере­ме­ны не про­изо­шли в один день. Ско­рее, какое-то вре­мя обе тех­ни­ки сосу­ще­ст­во­ва­ли вме­сте. На неко­то­рых вазах худож­ни­ки демон­стри­ро­ва­ли свое мастер­ство и в чер­но­фи­гур­ных, и в крас­но­фи­гур­ных изо­бра­же­ни­ях. Амфо­ра, изо­бра­жаю­щая пиру­ю­ще­го Герак­ла, под­пи­сан­ная гор­шеч­ни­ком Андо­кидом, так­же вхо­дит в эту груп­пу. Худож­ник Андо­кид счи­та­ет­ся изо­бре­та­те­лем этой инно­ва­ци­он­ной тех­но­ло­гии.

На мюн­хен­ской амфо­ре мож­но увидеть не толь­ко пре­вос­ход­ство крас­но­фи­гур­ной живо­пи­си, но так­же и спо­соб про­вер­ки раз­лич­ных выра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей тех­ни­ки. С обе­их сто­рон изо­бра­жен оди­на­ко­вый сюжет: Геракл, глав­ный гре­че­ский герой, уст­ро­ил­ся на клине, ложе, на кото­ром воз­ле­жа­ли во вре­мя пиров. На чер­но­фи­гур­ной сто­роне он лежит, дер­жа в пра­вой руке боль­шой кан­фар — чашу для питья, и смот­рит на сто­я­щую перед ним боги­ню Афи­ну. Под­ле нее мож­но узнать Гер­ме­са в кры­ла­тых сан­да­ли­ях и дорож­ной шля­пе. С дру­гой сто­ро­ны обна­жен­ный слу­га повер­нул­ся к боль­шо­му сосу­ду для сме­ши­ва­ния вина. Перед ложем — малень­кий сто­лик с кусоч­ка­ми мяса, лепеш­ка­ми и куб­ком. Сце­ну встре­чи героя и богов обрам­ля­ют уве­шан­ные вино­град­ны­ми гроз­дья­ми лозы. Ком­по­зи­ция крас­но­фи­гур­ной сто­ро­ны опус­ка­ет несколь­ко эле­мен­тов — послан­ца богов поза­ди Афи­ны, чашу для питья и ору­жие, вися­щее над Герак­лом, но ком­по­зи­ция все же выглядит более спо­кой­ной. Хочет­ся даже ска­зать, более соот­вет­ст­ву­ю­щей встре­че полу­бо­га и боги­ни. Фигу­ры более обособ­лен­ны, каж­дая обна­ру­жи­ва­ет свою важ­ность, зани­мая свое соб­ст­вен­ное про­стран­ство. Геракл теперь не про­сто лежит. Он при­под­нял­ся, поло­жив руку на коле­но. Его голо­ва захо­дит на верх­нюю орна­мен­таль­ную поло­су. Боль­шой чер­ный кан­фар неожи­дан­но ста­но­вит­ся важ­ным эле­мен­том изо­бра­жае­мой исто­рии. Герой при­под­ни­ма­ет­ся нав­ст­ре­чу богине, кото­рая про­тя­ги­ва­ет ему полу­рас­кры­тый цве­ток. Вино­град­ная лоза не про­сто рас­тет из зем­ли, но, пол­ная напря­же­ния, вьет­ся из цен­тра ком­по­зи­ции и опле­та­ет сво­и­ми уси­ка­ми и побе­га­ми всю сце­ну. Тща­тель­но выпи­сан­ные меанд­ры на тюфя­ке ложа, на подуш­ке и на кай­ме оде­я­ния Герак­ла впе­чат­ля­ю­ще пока­зы­ва­ют, какой изощ­рен­но­сти дета­лей мог добить­ся худож­ник в крас­но­фи­гур­ной тех­ни­ке. Рос­пись в этой тех­ни­ке, несо­мнен­но, застав­ля­ет сосуды выглядеть более дра­го­цен­ны­ми, чем их чер­но­фи­гур­ные сопер­ни­ки. Здесь Геракл появ­ля­ет­ся как взрос­лый солид­ный муж­чи­на, кото­рый с опре­де­лен­но­стью иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся толь­ко бла­го­да­ря сво­ей богине-пок­ро­ви­тель­ни­це Афине.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: М. Сиблер. Искусство Древней Греции. Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2007. С. 46—47.
© Фото: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.
Доп. информация: http://www.beazley.ox.ac.uk.
Списание долгов по кредитам - законные способы.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca римская romana богиня афина паллада athene athena pallas геракл геракла гераклом гермес гермеса hermes геркулес геркулеса геркулесом hercules греция grecia graecia hellas техника в технике аттика аттический аттическая attika attica чернофигурный чернофигурная амфора амфоры amphora билингва комбинированная тип a пузатая меч ensis ножны vagina перевязь balteus шлем с гребнем султаном гребень султан crista эндромида эндромиды сапог сапоги endromis endromidis endromides cothurnus борода бородатый мужчина barba barbatum копье hasta эгида aegis aigis канфар kantharos cantharus возлежащий возлежащего полулежащий полулежащего пальметта пальметка виноград виноградная гроздь винограда uva botrys botrus скифос чаша кубок skyphos sciphus килик kylix cylix подушка pulvinus петас дорожная шапочка шапка petasos petasus ложе кровать клине лект лектус kline lectus triclinaris оружие глиняный ионический ордер ионическая капитель ordo ionicus лук слуга вино колчан со стрелами симпосий симпозий симпосиум симпозиум попойка пиршество пир symposium еда продукты лоза длинный хитон chiton khiton мастер вазописец художник андокид андокида andokides лисиппид пирующий виночерпий мясо лепешка лотос lotus дин динос сосуд для смешивания вина dinos инв № j 388 2301