Геракл, убивающий фараона Бусириса.

Церетанская гидрия. Восточная Греция.
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Высота 45,5 см.
Инв. № IV 3576.

Вена, Музей истории искусств, Античное собрание.

Описание:
Сре­ди дея­ний гре­че­ско­го нацио­наль­но­го героя Герак­ла есть не очень извес­т­ный эпи­зод, кото­рый про­изо­шел в Егип­те. Соглас­но леген­де, во вре­мя сво­е­го путе­ше­с­т­вия в Еги­пет гре­че­ский герой был взят в плен и, подоб­но дру­гим чуже­с­тран­цам до него, был пред­на­зна­чен для жерт­во­при­но­ше­ния по при­ка­за­нию фара­о­на Буси­ри­са. Этим жерт­во­при­но­ше­ни­ем пра­ви­тель наде­ял­ся пре­кра­тить засу­ху, кото­рая дли­лась несколь­ко лет. Одна­ко на алта­ре Геракл разо­рвал свои путы и убил Буси­ри­са, а так­же его сына Амфи­да­ма­са и всю его сви­ту. До нас дошло несколь­ко ваз с изоб­ра­же­ни­ем это­го эпи­зо­да. Самое реши­тель­ное и наи­бо­лее подроб­ное изоб­ра­же­ние — на Церит­ской гид­рии, кув­шине с тре­мя руч­ка­ми, пред­на­зна­чен­ном для наби­ра­ния воды. Наз­ва­ние это­го типа ваз вос­хо­дит к мес­ту нахо­д­ки, горо­ду Цере, ныне Чер­ве­те­ри в древ­ней Этру­рии, где было обна­ру­же­но боль­шин­с­т­во подоб­ных сосудов. Вла­дель­цы мастер­ской, кото­рая в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни про­из­во­ди­ла толь­ко гид­рии, долж­но быть, были вос­точ­ны­ми гре­ка­ми, при­е­хав­ши­ми в Ита­лию из Ионии, чтобы рабо­тать непо­сред­с­т­вен­но для тамош­не­го рын­ка.

На перед­ней час­ти туло­ва гид­рии изоб­ра­же­но неис­тов­с­т­во Герак­ла сре­ди егип­тян, тогда как в ниж­ней час­ти фигу­ра­тив­ный фриз пока­зы­ва­ет охо­ту на дико­го веп­ря. Пле­чи гид­рии сплошь пок­ры­ва­ет мир­то­вый венок; нож­ка, шея, гор­лыш­ко и зона вокруг ручек укра­ше­ны меанд­ром, листья­ми паль­ме­ток и дру­ги­ми рас­ти­тель­ны­ми моти­ва­ми. Обна­жен­ный герой дер­жит двух егип­тян в одной руке, и еще дво­их душит в сги­бе дру­гой руки. При этом нога­ми он топ­чет еще дво­их про­тив­ни­ков. Егип­тяне изоб­ра­же­ны с чер­ной и жел­той кожей, типич­ным «неклас­си­че­ским» про­фи­лем и в льня­ных одеж­дах, или «кала­си­ри­са­ми». Буси­рис, узна­ва­е­мый по цар­ской короне с уре­усом (зме­ей) и боро­де, уже лежит повер­жен­ный у под­но­жия алта­ря, тогда как дру­гие из сви­ты фара­о­на ищут при­бе­жи­ща. Огром­ный рост Герак­ла, а так­же иска­жен­ные стра­хом лица и бес­по­мощ­ные жес­ты егип­тян не остав­ля­ют у зри­те­ля сомне­ния, кто будет побе­ди­те­лем в этой схват­ке. Еги­пет не был для гре­ков неведо­мой стра­ной, по край­ней мере в VII веке до н. э., когда туда езди­ли гре­че­ские куп­цы, осно­вав­шие тор­го­вое посе­ле­ние Нав­кра­тис в дель­те Нила. Сопри­кос­но­ве­ние с мало­из­вес­т­ной куль­ту­рой про­хо­ди­ло не без вос­хи­ще­ния, но так­же воз­буж­да­ло пред­рас­суд­ки в тех, кто чув­с­т­во­вал угро­зу сво­ей само­быт­но­с­ти. На этом фоне миф о Буси­ри­се при­об­ре­та­ет иное зву­ча­ние, посколь­ку, при бли­жай­шем рас­смо­т­ре­нии, он отра­жа­ет веко­вые пред­рас­суд­ки. Худож­ник исполь­зо­вал ту же схе­му, что и егип­тяне для про­слав­ле­ния побед фара­о­на. Геракл точ­но так же, шагая, попи­ра­ет егип­тян и кру­шит вра­гов, сгре­ба­ет про­тив­ни­ков за голо­вы или конеч­но­с­ти и идет по гро­теск­но скор­чен­ным на зем­ле телам так же, как фара­он про­но­сит­ся по сво­им вра­гам на поле боя в колес­ни­це. Все эти баталь­ные сце­ны на офи­ци­аль­ных памят­ни­ках помо­га­ют понять одно: изоб­ра­же­ние на гид­рии — не про­с­то выра­зи­тель­но трак­то­ван­ный сюжет, но так­же и под­спуд­ное при­ни­же­ние егип­тян. В целом, одна­ко, сле­ду­ет ска­зать, что вос­хи­ще­ние гре­ков еги­пет­ской куль­ту­рой пре­об­ла­да­ло.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: М. Сиблер. Искусство Древней Греции. Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2007. С. 48—49. ISBN 978-5-9794-0012-9.
© Photo: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: глина церетанская гидрия Восточная Греция Геракл убивающий фараона Бусириса Геркулес фараон царь Бусирис Бусирисд Инв № IV 3576