Александр на охоте
Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
2,0 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Александр на охоте.

Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
2,0 × 2,2 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Образ Алек­санд­ра Вели­ко­го не был забыт в Риме. Камея вос­хо­дит к живо­пис­но­му ори­ги­на­лу элли­ни­сти­че­ской эпо­хи. Из ста­рин­ной кар­ти­ны неиз­вест­ный рим­ский рез­чик взял лишь цен­траль­ную часть, опу­стив мно­го­чис­лен­ных спут­ни­ков царя на охо­те. Заво­е­ва­тель мира, созда­тель огром­ной миро­вой дер­жа­вы, Алек­сандр Македон­ский для мно­гих рим­ских импе­ра­то­ров являл­ся желан­ным образ­цом, его дея­ния в мель­чай­ших эпи­зо­дах слу­жи­ли мора­ли­за­тор­ской кон­цеп­ции обра­за «доб­ро­го пра­ви­те­ля». Так что в подоб­ную тему тоже вхо­ди­ла обя­за­тель­ным ком­по­нен­том офи­ци­оз­ность и про­па­ган­дист­ская наце­лен­ность.
Каж­дый импе­ра­тор, вое­на­чаль­ник, офи­цер стре­мил­ся хоть чем-то похо­дить на Алек­санд­ра, хоть как-то при­об­щить­ся к его мисти­че­ской удач­ли­во­сти. В этих пре­тен­зи­ях, в этой вере в уда­чу, кото­рая вну­ша­лась сол­да­там и под­дан­ным, не послед­няя роль отво­ди­лась каме­ям, выра­жав­шим зата­ен­ные ожида­ния в ясных пла­сти­че­ских обра­зах.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 216—217, № 96.
Ключевые слова: сардоникс камея александр на охоте аргеады царь александр iii македонский великий копье лошадь конь всадник поводья охота на кабана дикий кабан вепрь дикое животное