Александр на охоте
Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
2,0 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Александр на охоте.

Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
2,0 × 2,2 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Образ Алек­санд­ра Вели­ко­го не был забыт в Риме. Камея вос­хо­дит к живо­пис­но­му ори­ги­на­лу элли­ни­сти­че­ской эпо­хи. Из ста­рин­ной кар­ти­ны неиз­вест­ный рим­ский рез­чик взял лишь цен­траль­ную часть, опу­стив мно­го­чис­лен­ных спут­ни­ков царя на охо­те. Заво­е­ва­тель мира, созда­тель огром­ной миро­вой дер­жа­вы, Алек­сандр Македон­ский для мно­гих рим­ских импе­ра­то­ров являл­ся желан­ным образ­цом, его дея­ния в мель­чай­ших эпи­зо­дах слу­жи­ли мора­ли­за­тор­ской кон­цеп­ции обра­за «доб­ро­го пра­ви­те­ля». Так что в подоб­ную тему тоже вхо­ди­ла обя­за­тель­ным ком­по­нен­том офи­ци­оз­ность и про­па­ган­дист­ская наце­лен­ность.
Каж­дый импе­ра­тор, вое­на­чаль­ник, офи­цер стре­мил­ся хоть чем-то похо­дить на Алек­санд­ра, хоть как-то при­об­щить­ся к его мисти­че­ской удач­ли­во­сти. В этих пре­тен­зи­ях, в этой вере в уда­чу, кото­рая вну­ша­лась сол­да­там и под­дан­ным, не послед­няя роль отво­ди­лась каме­ям, выра­жав­шим зата­ен­ные ожида­ния в ясных пла­сти­че­ских обра­зах.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 216—217, № 96.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma римская римский римское римские камея камеи сардоникс камея александр на охоте аргеады царь александр iii македонский великий копье лошадь конь всадник поводья охота на кабана дикий кабан вепрь дикое животное