Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.

Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Высота 55 см.

Париж, Лувр.

Описание:
Высо­ко­ме­рие по отно­ше­нию к бес­смерт­ным нико­гда не дово­ди­ло людей до добра. Так и Нио­бея, жена царя Фив, не избе­жа­ла этой горь­кой уча­с­ти. Для того чтобы уяз­вить Лето, мать Апол­ло­на и Арте­ми­ды, Нио­бея похва­ля­лась, что она роди­ла семе­рых сыно­вей и семе­рых доче­рей, тогда как у боги­ни было толь­ко двое детей. Близ­не­цы страш­но ото­мс­ти­ли за оби­ду, нане­сен­ную их мате­ри: Апол­лон убил семе­рых сыно­вей Нио­беи сво­и­ми бью­щи­ми без про­ма­ха стре­ла­ми, а его сес­т­ра, боги­ня охо­ты, уби­ла всех ее доче­рей. В довер­ше­ние все­го Зевс пре­вра­тил Нио­бею в ска­лу, исто­ча­ю­щую сле­зы, в ее род­ной Лидии. Ужас­ный конец детей Нио­беи и послу­жил сюже­том рос­пи­си это­го кра­те­ра, ком­по­зи­ция кото­ро­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в обрам­ле­нии двух лент орна­мен­та из лото­сов и паль­метт. Имя худож­ни­ка этой сце­ны неиз­вес­т­но, поэто­му уче­ные дали ему соо­т­вет­с­т­ву­ю­щий псев­до­ним: Мастер Нио­бид.

Обна­жен­ный Апол­лон устрем­ля­ет­ся впра­во. В сле­ду­ю­щий момент он спу­с­тит с натя­ну­той тети­вы стре­лу, кото­рая не про­ле­тит мимо цели. В его воло­сах — лав­ро­вый венок из посвя­щен­но­го ему лав­ра. Его кол­чан висит через пле­чо, а через левую руку пере­бро­шен его плащ. Поза­ди него сто­ит Арте­ми­да, оде­тая в хитон в мел­кую склад­ку. Она толь­ко лишь вытя­ги­ва­ет стре­лу из кол­ча­на. Впе­ре­ди, поза­ди и ниже фигур боже­с­т­вен­ных близ­не­цов пора­жен­ные дети Нио­беи спа­са­ют­ся бег­с­т­вом или лежат уже мерт­вые на зем­ле. Ужас­ные собы­тия про­ис­хо­дят на откры­том воз­ду­хе, что обо­зна­че­но схе­ма­тич­но изоб­ра­жен­ным дере­вом воз­ле Апол­ло­на, а так­же фор­мой зем­ли, кото­рую мож­но вычис­лить толь­ко по тому, как лежат двое уби­тых детей. Худож­ник ском­пен­си­ро­вал отсут­с­т­вие цен­траль­ной пер­спек­ти­вы при­е­мом вер­ти­каль­ной пер­спек­ти­вы. Здесь впер­вые в гре­че­ской вазо­пи­си Мастер Нио­бид при­ме­нил этот ком­по­зи­ци­он­ный прин­цип, и поэто­му он по спра­вед­ли­во­с­ти счи­та­ет­ся одним из самых зна­чи­тель­ных масте­ров ран­ней клас­си­че­ской эпо­хи. Одна­ко есть и дру­гая при­чи­на, поче­му этот кра­тер столь важен для исто­рии гре­че­ско­го искус­ст­ва. Эта вер­ти­каль­ная пер­спек­ти­ва явля­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ным при­е­мом, харак­тер­ным для одно­го из наи­бо­лее зна­ме­ни­тых антич­ных масте­ров мону­мен­таль­ной живо­пи­си того вре­ме­ни — Полиг­но­та с ост­ро­ва Фасо­са, кото­рый рабо­тал меж­ду 480 и 440 года­ми до н. э. Его кар­ти­ны на боль­ших дере­вян­ных пане­лях, а так­же фрес­ки в обще­с­т­вен­ных зда­ни­ях Афин, Дельф и дру­гих горо­дов были зна­ме­ни­ты даже в рим­ское вре­мя. В сво­ем подроб­ном опи­са­нии дель­фий­ских кар­тин со сце­на­ми раз­ру­ше­ния Трои и Под­зем­но­го цар­с­т­ва, путе­ше­с­т­вен­ник-писа­тель Пав­са­ний выде­ля­ет так­же и эту осо­бен­ность: фигу­ры были рас­по­ло­же­ны не рядом одна с дру­гой, подоб­но фри­зу, как их рас­по­ла­га­ли в мону­мен­таль­ной живо­пи­си до это­го, но они были собра­ны в груп­пы или час­тич­но скры­ты лини­я­ми зем­ли. Тем самым поста­нов­ка в одну линию была отбро­ше­на. Поэто­му прак­ти­че­ски невоз­мож­но сомне­вать­ся, что Мастер Нио­бид создал свою ком­по­зи­цию под вли­я­ни­ем это­го рево­лю­ци­он­но­го ново­вве­де­ния в живо­пи­си. Как ни выра­зи­тель­на сце­на сама по себе, она может так­же дать смут­ное пред­с­тав­ле­ние о зна­ме­ни­той живо­пи­си тех лет, из кото­рой, за несколь­ки­ми иск­лю­че­ни­я­ми, мы зна­ем лишь име­на худож­ни­ков и сюже­ты кар­тин. Мы уже нико­гда не смо­жем нас­ла­дить­ся мно­го­кра­соч­но­стью кар­тин Полиг­но­та, не гово­ря уже о его про­слав­лен­ных изоб­ра­же­ни­ях фигур.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: М. Сиблер. Искусство Древней Греции. Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2007. С. 64—65. ISBN 978-5-9794-0012-9.
© Photo: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: краснофигурный кратер глина Аттика Мастер Ниобид вазописец ниобид Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи ниобиды Ниоба Ниобы Ниобея дети дочери сыновья лук стрела стрелы колчан лавровый венок лира хитон плащ смерть дерево пальметки пальметка пальметта пальметты