Артемида Эфесская.

Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
3,2 × 2,5 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея дает ясное пред­став­ле­ние о том, что и хра­мо­вые куль­то­вые ста­туи мог­ли скру­пу­лез­но вос­про­из­во­дить­ся, и таким обра­зом жите­ли дале­ких про­вин­ций зна­ко­ми­лись с худо­же­ст­вен­ны­ми богат­ства­ми цен­тров антич­ной рели­гии.
Храм Диа­ны в Эфе­се сго­рел в 356 г. до н. э. Но в новой, элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ре были, види­мо, повто­ре­ны основ­ные чер­ты сго­рев­ше­го в пожа­ре арха­и­че­ско­го восточ­но­го идо­ла и экзо­ти­че­ские мате­ри­а­лы, из кото­рых он был неко­гда выпол­нен.

Боги­ня, почи­тав­ша­я­ся в Эфе­се как вла­ды­чи­ца живот­ных и все­го живо­го, пред­ста­ва­ла со мно­же­ст­вом грудей, с ряда­ми голов живот­ных, испещ­ряв­ши­ми ее риту­аль­ный наряд. Вытя­ну­ты­ми рука­ми она дер­жа­ла двух ланей. Голо­ву ее увен­чи­ва­ло мини­а­тюр­ное изо­бра­же­ние хра­ма, а вокруг голо­вы, вро­де ним­ба, раз­ве­ва­лась часть пок­ры­ва­ла. Рез­чик, чтобы вос­про­из­ве­сти экзо­ти­че­ский вид восточ­но­го идо­ла, при­бег к нега­тив­но­му соот­но­ше­нию цве­та: фон камеи голу­бо­ва­то-белый, ста­туя тем­но-корич­не­вая, лен­ты, нис­па­даю­щие с рук, и фигур­ки ланей — свет­ло-рыжие.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 226—227, № 101.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сардоникс камея камеи Артемида Эфесская Диана лань калаф
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА