Артемида Эфесская
Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
3,2 × 2,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Артемида Эфесская.

Сардоникс. Римская работа. I в. н. э.
3,2 × 2,5 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея дает ясное пред­став­ле­ние о том, что и хра­мо­вые куль­то­вые ста­туи мог­ли скру­пу­лез­но вос­про­из­во­дить­ся, и таким обра­зом жите­ли дале­ких про­вин­ций зна­ко­ми­лись с худо­же­ст­вен­ны­ми богат­ства­ми цен­тров антич­ной рели­гии.
Храм Диа­ны в Эфе­се сго­рел в 356 г. до н. э. Но в новой, элли­ни­сти­че­ской скульп­ту­ре были, види­мо, повто­ре­ны основ­ные чер­ты сго­рев­ше­го в пожа­ре арха­и­че­ско­го восточ­но­го идо­ла и экзо­ти­че­ские мате­ри­а­лы, из кото­рых он был неко­гда выпол­нен.

Боги­ня, почи­тав­ша­я­ся в Эфе­се как вла­ды­чи­ца живот­ных и все­го живо­го, пред­ста­ва­ла со мно­же­ст­вом грудей, с ряда­ми голов живот­ных, испещ­ряв­ши­ми ее риту­аль­ный наряд. Вытя­ну­ты­ми рука­ми она дер­жа­ла двух ланей. Голо­ву ее увен­чи­ва­ло мини­а­тюр­ное изо­бра­же­ние хра­ма, а вокруг голо­вы, вро­де ним­ба, раз­ве­ва­лась часть пок­ры­ва­ла. Рез­чик, чтобы вос­про­из­ве­сти экзо­ти­че­ский вид восточ­но­го идо­ла, при­бег к нега­тив­но­му соот­но­ше­нию цве­та: фон камеи голу­бо­ва­то-белый, ста­туя тем­но-корич­не­вая, лен­ты, нис­па­даю­щие с рук, и фигур­ки ланей — свет­ло-рыжие.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 226—227, № 101.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana богиня артемида артемиды dea artemis богиня диана dea diana римская римский римское римские камея камеи сардоникс камея артемида эфесская диана лань калаф