Лягушка.

Аметист. Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
2,4 × 2,0 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
«Лягуш­ку» точ­нее было бы отне­сти не к каме­ям, а к мини­а­тюр­ным скульп­ту­рам из цвет­но­го кам­ня. Мастер позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ской глип­ти­ки выпол­нил мини­а­тюр­ную фигур­ку живот­но­го из одно­цвет­но­го мине­ра­ла — аме­ти­ста, вовсе не желая добить­ся иллю­зии сход­ства в цве­те (он мог бы исполь­зо­вать и зеле­ный хал­цедон-пра­зер, мохо­вой агат и т. п.). Види­мо, выбор кам­ня опре­де­ля­ла тра­ди­ци­он­ная вера в связь чело­ве­че­ской судь­бы, созвездий, мине­ра­лов, метал­лов, живот­ных… То есть камея была аму­ле­том. Фигур­ка име­ет про­доль­ное отвер­стие, под­ска­зы­ваю­щее, что она нани­зы­ва­лась на тесь­му или цепоч­ку. В собра­нии Эрми­та­жа сох­ра­ни­лось три подоб­ных аму­ле­та, и все они выре­за­ны из аме­ти­ста. Самый позд­ний отно­сит­ся к III в. Нам неиз­вест­но точ­ное зна­че­ние подоб­ных изо­бра­же­ний, но здесь мож­но вспом­нить, что на лич­ной печа­ти извест­но­го поэта и пок­ро­ви­те­ля искусств Меце­на­та (I в. до н. э.) тоже было изо­бра­же­ние лягуш­ки.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 242—243, № 109.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: аметист камея камеи лягушка
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА