Амфитеатр
I в.Верона. Фото: С. И. Сосновский

Амфитеатр.

I в.

Верона.

Описание:
Там, где закан­чи­ва­ют­ся сред­не­ве­ко­вые город­ские сте­ны, у пло­ща­ди, извест­ной как «Бра» (от немец­ко­го «breit», что озна­ча­ет «широ­кий», про­ник­ше­го в верон­ский говор в виде сло­ва «брай­да»), высит­ся вели­че­ст­вен­ный Амфи­те­атр (Anfiteatro) — глав­ный, и, вне сомне­ния, наи­луч­шим обра­зом сох­ра­нив­ший­ся древ­не­рим­ский мону­мент Веро­ны, более извест­ный в Ита­лии под про­зва­ни­ем Аре­на. В антич­но­сти здесь шли бои гла­ди­а­то­ров, цир­ко­вые спек­так­ли раз­лич­но­го рода, риста­ли­ща, мор­ские бои (нав­ма­хии), для чего «сце­ну» цели­ком зали­ва­ли водой.

В насто­я­щее вре­мя Амфи­те­атр «уто­нул» на два мет­ра в зем­лю. Сле­ду­ет заме­тить, что истин­ный Амфи­те­атр вклю­чал в себя и наруж­ное оваль­ное коль­цо, от кото­ро­го в насто­я­щий момент остал­ся лишь неболь­шой фраг­мент, так назы­вае­мое «кры­ло» (ala). Эта внеш­няя струк­ту­ра име­ла три яру­са мра­мор­ных аркад и общую высоту трид­цать мет­ров, не счи­тая вен­чав­ший ее кар­низ с квад­рат­ны­ми окна­ми. Амфи­те­ат­ром в его древ­нем виде мож­но любо­вать­ся на рисун­ках Пал­ла­дио, акку­рат­но вос­со­здав­ше­го облик памят­ни­ка на осно­ва­нии изу­че­ния сох­ра­нив­ших­ся фраг­мен­тов и по ана­ло­гии с рим­ским Коли­зе­ем и амфи­те­ат­ром в ист­рий­ском горо­де Пула.

Аре­на, воз­ник­шая в I веке после Р. Х. вне город­ской чер­ты, состо­я­ла из четы­рех эллип­ти­че­ских колец с внут­рен­ни­ми ося­ми в 44 и 73 мет­ра дли­ной и ося­ми внеш­ни­ми (вклю­чая исчез­нув­шее коль­цо) в 152 и 123 мет­ра. Из мра­мор­ных бло­ков стро­и­те­ли высек­ли сорок четы­ре лест­нич­ных ряда. Сох­ра­нив­ше­е­ся «кры­ло», с четырь­мя арка­ми на каж­дом яру­се, дает нам пред­став­ле­ние об общем эффект­ном виде гран­ди­оз­ной построй­ки, наруж­ный фасад кото­рой так­же имел 73 пиляст­ра, выре­зан­ных из так назы­вае­мо­го «верон­ско­го кам­ня», добы­ва­е­мо­го в рай­оне Сант-Амбро­д­жо-ин-Валь­по­ли­чел­ла (тако­го же рода пиляст­ры исполь­зо­ва­лись для обли­цов­ки ворот и дру­гих антич­ных мону­мен­тов I века после Р. Х.). Каж­дый пилястр огра­ни­чи­вал квад­рат­ную сек­цию со сто­ро­на­ми два мет­ра дли­ною и арка­ми — все­го на каж­дом яру­се фаса­да их было 72. Меж­ду наруж­ным фаса­дом и внут­рен­ним коль­цом, сох­ра­нив­шем­ся цели­ком до наших вре­мен, шел про­стор­ный коридор шири­ною 4,5 мет­ра. Фасад, кото­рый мы видим сего­дня, сло­жен из очень проч­ной клад­ки, состо­я­щей из кам­ня, цемен­та, реч­ной галь­ки, кус­ков кир­пи­ча — так назы­вае­мый «опус цемен­ти­кум». Самый ответ­ст­вен­ный уча­сток кон­струк­ции выло­жен без каких-либо свя­зу­ю­щих рас­т­во­ров из гигант­ских камен­ных глыб в тех­ни­ке, кото­рую архео­ло­ги наз­ва­ли «тита­ни­че­ской». Сле­дом рас­по­ло­жен дру­гой коридор, шири­ною три мет­ра, окайм­лен­ный чет­вер­тым, и послед­ним коль­цом, обра­зо­ван­ным камен­ной сте­ною в 3,5 мет­ра высотой. Вой­дя в любую из 72 арок, мож­но обо­зреть ком­по­зи­цию из стол­бов, пиляст­ров и сво­дов, закан­чи­ваю­щу­ю­ся со сто­ро­ны соб­ст­вен­но Аре­ны про­емом, воз­веден­ным из трех моно­ли­тов: двух вер­ти­каль­ных и одно­го гори­зон­таль­но­го, выпол­ня­ю­ще­го функ­цию архит­ра­ва. Внут­ри Амфи­те­атр состо­ял из пла­теи и кавеи — в послед­нюю мож­но было прой­ти через про­хо­ды, назы­вае­мые «воми­то­ри­я­ми». В резуль­та­те эта проч­ная струк­ту­ра, типич­ная для древ­не­го Рима (она ана­ло­гич­на амфи­те­ат­рам в Риме, Ниме, Арне, Фре­жу, Пула, Аосте и дру­гим) смог­ла сох­ра­нить­ся почти в непри­кос­но­вен­но­сти — по край­ней мере, в сво­ей внут­рен­ней части — в тече­ние двух тыся­че­ле­тий.

Третья по раз­ме­рам в мире, после рим­ско­го Коли­зея и амфи­те­ат­ра в Сан­та-Мария-Капуа-Вете­ре, верон­ская Аре­на осо­бен­но инте­рес­на бла­го­да­ря пре­вос­ход­но сох­ра­нив­шей­ся кавее. Сох­ра­ни­лась она бла­го­да­ря тща­тель­но­му выбо­ру стро­и­тель­но­го мате­ри­а­ла и хоро­шо про­ду­ман­ной кон­струк­ции. В самом деле, дру­гие антич­ные амфи­те­ат­ры, с тече­ни­ем вре­ме­ни раз­ру­шив­ши­е­ся, как, напри­мер, в Падуе и в Рими­ни, соору­жа­лись не из кам­ня, а из кир­пи­ча.

О заме­ча­тель­ном верон­ском памят­ни­ке мно­го забо­ти­лись. Сре­ди его рестав­ра­то­ров мож­но назвать даже коро­ля Тео­до­ри­ха, а так­же поде­сту Верон­ской ком­му­ны гра­фа Риц­цар­до де Сан-Бони­фа­чо, кото­рый в 1222 году за свой соб­ст­вен­ный счет отре­мон­ти­ро­вал мону­мент. Он же, в 1228 году, вклю­чил в ком­му­наль­ные ста­ту­ты усло­вие о необ­хо­ди­мо­сти еже­год­но­го выде­ле­ния из город­ско­го бюд­же­та 200 лир на уход за Аре­ной. В пери­од гос­под­ства над горо­дом Вене­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки, в XVI веке, были вос­ста­нов­ле­ны упав­шие четы­ре арки.

Как и рим­ский Коли­зей, верон­ская Аре­на в опре­де­лен­ные пери­о­ды счи­та­лась удоб­ным источ­ни­ком строй­ма­те­ри­а­ла. Одна­ко, к сча­стью, эти «хище­ния» не при­ни­ма­ли боль­ших мас­шта­бов. Наи­боль­шие раз­ру­ше­ния памят­ни­ку при­нес­ло само вре­мя, а так­же несколь­ко зем­ле­тря­се­ний (упав­шие фраг­мен­ты Амфи­те­ат­ра верон­цы исполь­зо­ва­ли по дру­гим назна­че­ни­ям, ино­гда даже тро­га­тель­но ука­зы­вая про­ис­хож­де­ние необыч­но­го строй­ма­те­ри­а­ла).

Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что сво­ей пре­вос­ход­ной сохран­но­стью Аре­на обя­за­на тща­тель­но и скру­пу­лез­но про­ду­ман­ной гид­ро­си­сте­ме, соби­рав­шей и отво­див­шей воду из этой «камен­ной горы». В самом деле, каж­дый из трех коль­це­вых коридо­ров име­ет соб­ст­вен­ный водо­вод с под­зем­ны­ми резер­ву­а­ра­ми, в то вре­мя как пла­тея обо­рудо­ва­на дву­мя гале­ре­я­ми, выхо­дя­щи­ми нару­жу. В месте пере­се­че­ния двух гале­рей суще­ст­ву­ет боль­шой под­зем­ный резер­ву­ар, с камен­ным насти­лом, дли­ной 34 мет­ра, шири­ной 85, глу­би­ной 2. Подоб­ная гид­ро­си­сте­ма, соору­жен­ная неиз­вест­ным зод­чим в пер­вые деся­ти­ле­тия I века после Р. Х., бла­го­да­ря сво­им арка­дам, гале­ре­ям, «цик­ло­пи­че­ским» сте­нам все­гда воз­буж­да­ла фан­та­зию верон­цев и посе­ти­те­лей горо­да, кото­рые при­ду­мы­ва­ли мас­су легенд и исто­рий о «лаби­рин­тах».

Аре­на, как уже упо­ми­на­лось, широ­ко исполь­зо­ва­лась для гла­ди­а­тор­ских боев: в Вероне так­же суще­ст­во­ва­ла извест­ная шко­ла гла­ди­а­то­ров. Антич­ные хро­ни­ки не сох­ра­ни­ли нам упо­ми­на­ние о каз­ни­мых здесь пер­вых хри­сти­а­нах, но исто­ри­ки пола­га­ют, что подоб­ные экзе­ку­ции здесь про­ис­хо­ди­ли. В Сред­не­ве­ко­вье на Арене жгли ере­ти­ков; здесь так­же про­хо­ди­ли тур­ни­ры, фести­ва­ли, народ­ные уве­се­ле­ния типа кару­се­лей и, в осо­бен­но­сти, в XVIII—XIX веках — очень популяр­ные сре­ди мест­но­го насе­ле­ния бои с быка­ми. Тут же дава­лись цир­ко­вые пред­став­ле­ния, запус­ка­лись мон­голь­фье­ры, а так­же шли спек­так­ли на спе­ци­аль­но уст­ра­и­ва­е­мых теат­раль­ных под­мост­ках, сре­ди кото­рых, напри­мер, — комедии теат­раль­ной труп­пы Кар­ло Голь­до­ни. Даже Эле­о­но­ра Дузе высту­пи­ла здесь одна­жды в роли Джу­льет­ты в пье­се, напи­сан­ной Габ­ри­еле Д’Аннун­цио. В XIX веке на сце­ну Аре­ны при­шла опе­ра. Сре­ди пер­вых опер­ных спек­так­лей, дан­ных здесь, назо­вем «Севиль­ско­го цирюль­ни­ка» Рос­си­ни и «Любов­ный элик­сир» Дони­цет­ти. Одна­ко годом рож­де­ния само­го боль­шо­го опер­но­го теат­ра в мире, вме­щаю­ще­го 25 тысяч зри­те­лей, сле­ду­ет назвать 1913. Ита­лия в том году празд­но­ва­ла сто­ле­тие со дня рож­де­ния Джу­зеп­пе Вер­ди, и его «Аида» была дана на верон­ской Арене. В крат­чай­шие сро­ки верон­цы сооруди­ли деко­ра­ции, обо­рудо­ва­ли Пла­тею, а об элек­три­че­ском осве­ще­нии поза­бо­тил­ся мест­ный воен­ный гар­ни­зон. Трех­мер­ные деко­ра­ции, соору­жен­ные моло­дым архи­тек­то­ром Этто­ри Фаджи­но­ли, про­из­ве­ли насто­я­щую сен­са­цию, как и сам спек­такль, при­влек­ший вни­ма­ние всей куль­тур­ной Евро­пы. С тех пор опер­ные спек­так­ли на верон­ской Арене, дава­е­мые теперь еже­год­но, ста­ли куль­тур­ным собы­ти­ем миро­вой зна­чи­мо­сти: мест­ные сезо­ны при­вле­ка­ют еже­год­но более полу­мил­ли­о­на зри­те­лей. Мож­но ска­зать, что древ­не­рим­ский Амфи­те­атр, насчи­ты­ваю­щий почти две тыся­чи лет суще­ст­во­ва­ния, не теря­ет нико­гда сво­ей моло­до­сти и бод­ро­сти духа. Это — не немой памят­ник ушед­ших эпох, а дея­тель­ный центр совре­мен­ной куль­ту­ры.


Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 2003 г. Описание: Верона. Искусство и история. Firenze, Ed. Bonechi, 2003, с. 10—19. (ISBN 88-476-0837-6).

комм.

комм.
Ключевые слова: архитектура architectura италия италийская италийский италийское италийские итальянский итальянская итальянское итальянские italia верона амфитеатр арена