Фаустина Младшая.

Празер. Римская работа. II в.
Высота 3,5 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Фау­сти­на Млад­шая — жена импе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия. Ее порт­рет — не камея, а ско­рее мини­а­тюр­ная скульп­ту­ра. Услов­ный цвет зеле­но­го мине­ра­ла пра­зе­ра или имел маги­че­ское зна­че­ние, или напо­ми­нал рим­ля­нам бла­го­род­ную пати­ни­ро­ван­ную брон­зу. Порт­рет доста­точ­но схо­жий, судя по изо­бра­же­ни­ям на моне­тах. Лег­кий пово­рот голо­вы, очи, обра­щен­ные в небе­са, при­да­ют неожидан­ную пате­тич­ность мини­а­тю­ре из цвет­но­го кам­ня, от кото­рой ожида­ешь более интим­но­го и лири­че­ско­го обра­за.
Объ­яс­не­ние под­ска­зы­ва­ет диа­де­ма в воло­сах Фау­сти­ны: в порт­рет вне­сен куль­то­вый аспект. Импе­ра­три­ца упо­доб­ля­ет­ся Вене­ре. И хотя Фау­сти­на не была чуж­да люб­ви, судя по скан­даль­ным эпи­зо­дам ее био­гра­фии, мастер имел в виду отнюдь не наме­ки на част­ную жизнь импе­ра­три­цы. Делая Фау­сти­ну похо­жей на Вене­ру, мастер глип­ти­ки сооб­щал ее порт­ре­ту офи­ци­аль­ное зву­ча­ние: родо­на­чаль­ни­ца рим­лян, «боже­ст­вен­ная Фау­сти­на».

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 250—251, № 113.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: празер празем изумрудная плазма камея камеи женский портрет римская императрица Фаустина Младшая
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА