Торец саркофага
(Мрамор?).
Конец IV в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.

Торец саркофага.

(Мрамор?).
Конец IV в. до н. э.

Флоренция, Национальный археологический музей.

Описание:
Изва­я­ния голов на углах крыш­ки сар­ко­фа­га, меанд­ры на цоко­ле — все в памят­ни­ке испол­не­но изя­ще­ства и совер­шен­ства. Лишь рос­пи­си на тор­цах с ама­зон­ка­ми, напав­ши­ми на гре­ка, кажут­ся несколь­ко небреж­ны­ми, выпол­нен­ны­ми дру­гой рукой (ил. 127). Эмо­цио­наль­ность огра­ни­чен­ной с двух сто­рон живо­пис­ны­ми кан­не­ли­ро­ван­ны­ми пиляст­ра­ми сце­ны с дву­мя разъ­ярен­ны­ми вои­тель­ни­ца­ми и опу­стив­шим­ся на коле­но повер­жен­ным гре­ком, зак­ры­ваю­щим­ся щитом, воз­мож­но, оправ­ды­ва­ет неко­то­рую бег­лость рисун­ка раз­ве­ваю­щих­ся одежд жен­щин, их зане­сен­ных над про­тив­ни­ком [с.227] рук. Жести­ку­ля­ция защи­щаю­ще­го­ся гре­ка, дви­же­ния ама­зо­нок изо­бра­же­ны здесь с пре­дель­ной экс­прес­си­ей. Чув­ст­ву­ет­ся трех­мер­ность про­стран­ства, где про­ис­хо­дит бит­ва: ступ­ни ама­зо­нок на раз­ных уров­нях, у пере­д­ней гра­ни­цы иллю­зор­ной плос­ко­сти и у зад­ней. Глу­би­на выяв­ле­на и свет­лой крас­кой, обо­зна­чаю­щей узкую полос­ку поч­вы, на кото­рой раз­ме­ще­ны борю­щи­е­ся.
Кра­соч­ные тона рос­пи­си раз­но­об­раз­ны — от неж­но-розо­во­го до глу­бо­ко­го чер­но-сине­го. Крас­но-корич­не­вые и бело-розо­вые хито­ны ама­зо­нок, свет­лая поверх­ность их кожи, заго­ре­лые тела элли­нов, золотые шле­мы и холод­ные вспыш­ки щитов свиде­тель­ст­ву­ют о богат­стве цве­то­вой палит­ры. Живо­пись эта отли­ча­ет­ся от рос­пи­сей скле­пов того вре­ме­ни, где мане­ра нане­се­ния линий более брос­кая, мону­мен­таль­ная, но одно­вре­мен­но гру­бо­ва­тая. В ком­по­зи­ци­ях сар­ко­фа­га кон­ту­ры про­веде­ны тон­ки­ми лини­я­ми, в про­пор­ци­ях фигур боль­ше изя­ще­ства; рос­пись харак­те­ри­зу­ет­ся ярко­стью и горе­ни­ем крас­ных кра­сок, про­зрач­ной холод­но­стью синих и неж­но-голу­бых, мер­ца­ни­ем теп­лых розо­вых. Звуч­ность кра­соч­ных тонов и высо­кое каче­ство рос­пи­си частич­но объ­яс­ня­ет­ся исполь­зо­ва­ни­ем ред­ко­го для этрус­ских сар­ко­фа­гов мате­ри­а­ла — мра­мо­ра, а так­же тем­пе­ры, в кото­рой выпол­не­на живо­пись.

Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 222, ил. 127.
Ключевые слова: настенная живопись роспись фреска фрески τοιχογραφία νωπογραφία φρεσκογραφία скульптура γλυπτική sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское этрусские ετρουρία ετρουσκική etruria мифология μυθολογία греческая мифология ελληνική μυθολογία mythologia graeca рельеф рельефы ανακούφιση погребальная скульптура κηδεία γλυπτική мрамор саркофаг торец саркофага бой амазонки амазонка амазономахия битва греков с амазонками греки эллины ахейцы воин греческий солдат греческие лук копье меч щит шлем доспехи женская одежда пес собака