Коммод
Трехслойный сардоникс. Римская работа. II в.
6,1 × 5,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Коммод.

Трехслойный сардоникс. Римская работа. II в.
6,1 × 5,3 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Ком­мод был вто­рым сыном Фау­сти­ны и Мар­ка Авре­лия. И хотя в сто­ли­це пого­ва­ри­ва­ли, что его под­лин­ным отцом был один из рим­ских гла­ди­а­то­ров, за неиме­ни­ем дру­гих пре­тен­ден­тов он уна­сле­до­вал трон. Ком­мод отли­чал­ся непри­ми­ри­мой нена­ви­стью к сена­ту, послед­не­му оплоту ушед­шей в про­шлое рим­ской демо­кра­тии. Он при­ка­зал поста­вить перед вхо­дом в Сенат свое колос­саль­ное изо­бра­же­ние в виде Гер­ку­ле­са. Ком­мод-Гер­ку­лес был изо­бра­жен стре­ля­ю­щим из лука с таким рас­че­том, чтобы каж­до­му выхо­дя­ще­му из две­рей сена­то­ру каза­лось, что импе­ра­тор гроз­но целит­ся имен­но в него. С колос­саль­ной ста­туи Неро­на-Гелиоса (32 м) он при­ка­зал уда­лить голо­ву и заме­нить сво­им порт­ре­том.
Камея — един­ст­вен­ное сох­ра­нив­ше­е­ся изо­бра­же­ние Ком­мо­да с атри­бу­та­ми несколь­ких богов: Гелиоса, Апол­ло­на и Юпи­те­ра. Три слоя ага­та исполь­зу­ет рез­чик, созда­вая этот свое­об­раз­ный порт­рет-ико­ну.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 254—255, № 115.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma имперский римский император коммод коммода imperator commodus римская римский римское римские камея камеи портрет портреты портретный портретная римский трехслойный сардоникс камея мужской портрет римский император коммод лавровый венок лучевая корона лучевой венец