Медуза.

Сардоникс. Римская работа. II—III вв.
2,0 × 2,4 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Выра­зи­тель­ная голо­ва Меду­зы вхо­дит в серию из 60 камей. Неко­то­рые из них сох­ра­ни­ли свои древ­ние опра­вы, и нам ясно сего­дня, что они мог­ли укра­шать рав­но и золо­той венец, и пер­стень, и серь­ги кра­са­ви­цы. Судя по раз­ме­рам, дан­ная камея мог­ла слу­жить фала­ром — рельеф­ным меда­льо­ном на воин­ском пан­ци­ре.

Древ­ние вери­ли, что голо­ва Меду­зы спо­соб­на отвра­тить все дур­ное, на что ни обра­тит взор. Это свой­ство защи­ты от зла и сде­ла­ло сюжет столь популяр­ным в антич­ной глип­ти­ке. Камее эпо­хи позд­ней импе­рии нель­зя отка­зать в осо­бой экс­прес­сив­но­сти, три слоя сар­до­ник­са исполь­зо­ва­ны рез­чи­ком с отчет­ли­вым деко­ра­тив­ным чутьем, а круг­ля­щи­е­ся линии поло­с­ча­то­го верх­не­го розо­ва­то­го слоя кам­ня под­чер­ки­ва­ют и без того зна­чи­тель­ную высоту релье­фа.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 262—263, № 119.

комм.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сардоникс камея камеи Медуза Медуса Горгона Инв № Ж 145
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА