Рельеф с преторианцами
Серый мрамор с прожилками. Ок. 51—52 гг.
Высота 161 см, ширина 123 см.
Инв. № LL. 398 (Ma 1079).Париж, Лувр.

Рельеф с преторианцами.

Серый мрамор с прожилками. Ок. 51—52 гг.
Высота 161 см, ширина 123 см.
Инв. № LL. 398 (Ma 1079).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­ден в Риме. При­об­ре­тен в 1824 г., ранее нахо­дил­ся в кол­лек­ции Мат­теи (MA 1079 — INV. LL.398).
Рестав­ра­то­ры: N. Imbert и A. Méthivier, 2006.

Описание:

115. «Рельеф с пре­то­ри­ан­ца­ми».

Око­ло 51—52 г. н. э.
Най­ден в Риме.
Серый мра­мор с про­жил­ка­ми.
Высота 161 см, шири­на 123 см.
При­об­ре­тен в 1824 г., ранее нахо­дил­ся в кол­лек­ции Мат­теи (MA 1079 — INV. LL. 398).
Рестав­ра­то­ры: N. Imbert и A. Méthivier, 2006.

Здесь изо­бра­же­ны три сол­да­та в горе­лье­фе на пере­д­нем плане и еще два сол­да­та в соп­ро­вож­де­нии зна­ме­нос­ца в баре­лье­фе на зад­нем плане. Ори­ги­наль­ная вер­ти­каль­ная рама пли­ты сох­ра­ни­лась вни­зу спра­ва, вер­ти­каль­ная рама с левой сто­ро­ны совре­мен­ная. Сце­на про­дол­жа­лась вле­во, на что ука­зы­ва­ет нога седь­мо­го чело­ве­ка, при­сут­ст­ву­ю­щая на релье­фе. На сол­да­тах наде­ты шле­мы с высо­ки­ми греб­ня­ми, они дер­жат щиты, укра­шен­ные выпук­лы­ми умбо­на­ми, окру­жен­ны­ми раз­лич­ны­ми деко­ра­тив­ны­ми узо­ра­ми в фор­ме кры­ла­той гро­зо­вой стре­лы и мол­нии, листо­вид­ных узо­ров и меанд­ра. Сол­дат сле­ва на пере­д­нем плане одет в ана­то­ми­че­ский пан­цирь (доспе­хи, зак­ры­ваю­щие его торс) с рем­нем и трех­слой­ной armiclausa; на сле­дую­щем сол­да­те надет пан­цирь, укра­шен­ный голо­вой гор­го­ны, ремень и двух­слой­ная armiclausa. Тре­тий сол­дат одет в туни­ку без рука­вов поверх сво­его пан­ци­ря, на нем ремень и трех­слой­ная armiclausa. На голо­ве боро­да­то­го зна­ме­нос­ца наде­та мед­ве­жья шку­ра, он дер­жит шест в фор­ме пиляст­ры, увен­чан­ный орлом со сло­жен­ны­ми кры­лья­ми, сидя­щим на мол­нии.

Этот рельеф упо­ми­на­ет­ся уже в шест­на­дца­том веке. Голо­ва зна­ме­нос­ца очень деталь­но изо­бра­же­на в Album Пье­ра Жака де Рей­ма (Pierre Jacques de Reims)1 на стра­ни­це, дати­ру­е­мой 1577 г. и зари­со­ван­ной на Piazza Sciarra. Фла­ми­нио Вак­ка (Flaminio Vacca) упо­ми­на­ет, что имен­но на этой пло­ща­ди в прав­ле­ние Пия IV2 были обна­ру­же­ны фраг­мен­ты скульп­тур с арки импе­ра­то­ра Клав­дия (41—54 г. н. э.) Этот памят­ник, состо­я­щий из одно­про­лет­ной арки, обрам­лен­ной колон­на­ми с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми, отме­чал пере­се­че­ние Via Lata с Aqua Virgo, акве­ду­ком, вос­ста­нов­лен­ным по при­ка­зу Клав­дия око­ло 51 г. н. э.

Вак­ка уста­но­вил, что релье­фы были куп­ле­ны Джо­ван­ни Чеза­ри­но (Giovanni Cesarino), кол­лек­ция кото­ро­го была рас­се­я­на после его смер­ти в 1585 г. В 1615 Асдру­ба­ле Мат­теи (Asdrubale Mattei) при­об­рел рельеф у Пом­пео Феруч­чи (Pompeo Ferruci)3 вме­сте со сце­ной жерт­во­при­но­ше­ния (кат. № 39). В тече­ние почти двух­сот лет обе пли­ты исполь­зо­ва­лись в каче­стве деко­ра­тив­ных эле­мен­тов над ворота­ми, разде­ляв­ши­ми внут­рен­ний двор и сады палац­цо Мат­теи. В тече­ние это­го пери­о­да «Рельеф с пре­то­ри­ан­ца­ми» рас­по­ла­гал­ся рядом с пли­той с вымыш­лен­ным изо­бра­же­ни­ем капи­то­лий­ско­го хра­ма Юпи­те­ра, так что он имел такую же шири­ну, как и сце­на жерт­во­при­но­ше­ния4. В это же вре­мя отсут­ст­ву­ю­щие части пли­ты были заме­не­ны, в том чис­ле голо­вы фигур в горе­лье­фе и боль­шая часть тела даль­ней фигу­ры сле­ва, кро­ме сред­ней части его кира­сы, а так­же пра­вая часть орла и мол­ния. В нача­ле XIX века два релье­фа Мат­теи были при­об­ре­те­ны кар­ди­на­лом Фешем (Fesch), дядей Напо­лео­на I. Лувр купил этот рельеф с сол­да­та­ми, когда кол­лек­ция кар­ди­на­ла была рас­про­да­на в 1824 г. В нача­ле XX века более позд­ний рельеф с хра­мом Юпи­те­ра, висев­ший воз­ле рим­ской пли­ты, был снят и поме­щен в хра­ни­ли­ще.

Тот факт, что этот рельеф отно­сит­ся к арке Клав­дия, застав­ля­ет дати­ро­вать его середи­ной I века. Его сюжет свя­зан с три­ум­фом рим­ских войск в Бри­та­нии в 43 г. н. э. Над­пись на арке (кото­рая была обна­ру­же­на в 1641 г. в фун­да­мен­те двор­ца гер­цо­га Бас­са­нел­ло) дей­ст­ви­тель­но отме­ча­ла успех импе­ра­то­ра в Бри­та­нии, пере­чис­ляя его титу­лы на 51 г. н. э.: «Сенат и народ Рима Тибе­рию Клав­дию Цеза­рю Авгу­сту Гер­ма­ни­ку, сыну Дру­за, pontifex maximus, наде­лен­но­му три­бун­ской вла­стью в один­на­дца­тый раз, кон­су­лу пять раз, импе­ра­то­ру два­дцать два раза»5. Стро­и­тель­ство арки, непо­сред­ст­вен­но свя­зан­ной с акве­ду­ком, по логи­ке, долж­но было начать­ся одно­вре­мен­но с вос­ста­нов­ле­ни­ем акве­ду­ка в 51 г. н. э. и про­дол­жить­ся в сле­дую­щем году. К это­му вре­ме­ни Клав­дий достиг ново­го успе­ха, после­до­вав­ше­го за празд­но­ва­ни­ем его три­ум­фа, назна­чен­но­го сена­том в 43 г. н. э.; в 50 г. н. э. он захва­тил лиде­ра брит­тов Кар­ата­ка.

Точ­ная иден­ти­фи­ка­ция фигур, изо­бра­жен­ных на этом релье­фе, оста­ет­ся пред­ме­том спо­ров. Они обу­ты не в обыч­ные сан­да­лии (caligae), кото­рые носи­ли рядо­вые сол­да­ты, а в обувь, извест­ную как calcei, кото­рую носи­ли лица выс­ше­го зва­ния. Ана­то­ми­че­ские доспе­хи, один из кото­рых укра­шен гор­го­ной, и ремень с двух­слой­ной armiclausa так­же пред­по­ла­га­ют офи­це­ров выс­ше­го ран­га. Два послед­ние деко­ра­тив­ные эле­мен­та, воз­мож­но, ука­зы­ва­ют на чело­ве­ка, зани­маю­ще­го самое высо­кое поло­же­ние в груп­пе. Раз­но­об­ра­зие рисун­ков на их доспе­хах и щитах затруд­ня­ет опре­де­ле­ние того воин­ско­го под­разде­ле­ния, кото­ро­му эти офи­це­ры мог­ли при­над­ле­жать. Серь­ез­ные сомне­ния были так­же выска­за­ны отно­си­тель­но тра­ди­ци­он­но­го объ­яс­не­ния, что это чле­ны пре­то­ри­ан­ской гвар­дии; было выдви­ну­то пред­по­ло­же­ние, что это офи­це­ры неиз­вест­но­го леги­о­на. Г. Кёп­пель (G. Koeppel) при­дер­жи­ва­ет­ся тра­ди­ци­он­ной вер­сии, ука­зы­вая, что орел со сло­жен­ны­ми кры­лья­ми не явля­ет­ся знач­ком рим­ско­го леги­о­на, таким знач­ком явля­ет­ся орел с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми. С дру­гой сто­ро­ны, зна­чок, изо­бра­жен­ный на лувр­ском релье­фе, име­ет­ся и на моне­тах Клав­дия, отме­чаю­щих воз­веде­ние его на трон пре­то­ри­ан­ской гвар­ди­ей после Кали­гу­лы6. Нако­нец, Тацит рас­ска­зы­ва­ет, что когда плен­но­го Кар­ата­ка вели по Риму, он был окру­жен пре­то­ри­ан­ски­ми когор­та­ми в пол­ном воору­же­нии7, хотя обыч­но в сте­нах горо­да они носи­ли граж­дан­скую одеж­ду. Таким обра­зом, оста­ет­ся неяс­ным вопрос о том, кто здесь изо­бра­жен: офи­це­ры неиз­вест­но­го леги­о­на или пред­ста­ви­те­ли пре­то­ри­ан­ской гвар­дии.

Ludovic Laugier

ПРИМЕЧАНИЯ:

1Jacques 1577, Album de dessins d’aprés l’antique exécutés à Rome, pl. 62 на копии, хра­ня­щей­ся в Нацио­наль­ной Биб­лио­те­ке Фран­ции.

2Vacca, Memoria 28, in Fea 1741 p. 228.

3AM 41, IV, fol. 20, Panofsky-Sorgel 1967—68, p. 152, no. 154.

4Venuti and Amaduzzi 1779, I pLI, III, pl. XXXIX.

5Опуб­ли­ко­ва­на Бар­ре­том в 1991 г.: Barret, Musei Capitolini, CIL VI 920a, ILS 216 (1995).

6Koeppel 1990, p. 107.

7Tacitus, Annals 12, 36.

Литература:
Wace 1907, p. 246, n. 1.
Michon 1909, pp. 231—39, fig. 13.
Koeppel 1989, pp. 43, 44, no. 6, fig. 8 and p. 49.
Koeppel 1990, pp. 103—09, pl. 40—43.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: C. Giroire, D. Roger. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, 2007, с. 177, кат. № 115.
© 2009 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф серый мрамор с прожилками рельеф с преторианцами рельеф горельеф барельеф солдат воин преторианец преторианцы аквилифер знаменосец aquila аквила орел значок signum signa militaria пучок молний шлем с гребнем гребень плюмаж щит умбон анатомический панцирь доспехи armiclausa ремень туника calcei калкеи инв № ll. 398 (ma 1079)