«Богиня Барберини»
IV в. н. э.
Высота 177 см, ширина 187 см.
Инв. № 124506.
Рим, Национальный римский музей.

«Богиня Барберини».

IV в. н. э.
Высота 177 см, ширина 187 см.
Инв. № 124506.

Рим, Национальный римский музей.

Происхождение:
Пан­но с фреской было най­де­но в Риме в про­еме сте­ны око­ло бап­ти­сте­рия Сан-Джо­ван­ни-ин-Лате­ра­но; с 1655 г. в Палац­цо Бар­бе­ри­ни, в 1935 г. пере­да­но прин­цес­сой Бар­бе­ри­ни в дар Ита­лии.

Описание:
Кар­ти­на «Боги­ня Бар­бе­ри­ни».


Пан­но с фреской было най­де­но в Риме в про­еме сте­ны око­ло бап­ти­сте­рия Сан-Джо­ван­ни-ин-Лате­ра­но; с 1655 г. в Палац­цо Бар­бе­ри­ни, в 1935 г. пере­да­но прин­цес­сой Бар­бе­ри­ни в дар Ита­лии. Места­ми допол­не­ния мас­лом (верх­няя поло­ви­на голо­вы, почти весь щит, ноги и поста­мент, база с над­пи­сью VIRTUS — HONOR — IMPERIUM и ниж­няя часть боко­вых сто­рон тро­на); нало­же­ние позд­ней живо­пи­си вид­но в несколь­ких местах. Высота 177 см, дли­на 187 см; инв. № 124506.


Вну­ши­тель­ная фигу­ра, сидя­щая анфас, оде­та в белую туни­ку, золо­той коло­бий (colobium) с пур­пур­ны­ми поло­са­ми, отде­лан­ны­ми золо­той фили­гра­нью, и пур­пур­ную накид­ку, и укра­ше­на оже­ре­льем с под­вес­ка­ми и под­вес­ны­ми серь­га­ми. Ее левая рука сжи­ма­ет копье, кото­рое частич­но зак­ры­то щитом, сто­я­щим на зем­ле, а ее пра­вая рука дер­жит малень­кую ста­тую кры­ла­той Вик­то­рии с зем­ным шаром и штан­дар­том. На ее пле­че сох­ра­ни­лись изо­бра­же­ния Эрота и Пси­хеи, оба они доволь­но малень­кие и с кры­лья­ми, а на под­ло­кот­ни­ках вели­че­ст­вен­но­го тро­на вид­ны две дру­гие подоб­ные фигу­ры, полу­об­на­жен­ные жен­щи­на и муж­чи­на, сидя­щие на лебедях, длин­ные шеи кото­рых сви­са­ют по кра­ям.

Эта работа может быть дати­ро­ва­на пери­о­дом Кон­стан­ти­на на осно­ва­нии клас­си­че­ской стро­го­сти ком­по­зи­ции и сход­ства с фрес­ка­ми в импе­ра­тор­ском двор­це в Три­ре.

Эта дати­ров­ка помо­га­ет пра­виль­но опре­де­лить ико­но­гра­фию; фак­ти­че­ски, фигу­ра часто иден­ти­фи­ци­ро­ва­лась как боги­ня Рома, осо­бен­но из-за сде­лан­но­го в XVII веке про­из­воль­но­го допол­не­ния шле­ма, одна­ко ее дра­го­цен­но­сти и при­сут­ст­вие Эрота и Пси­хеи (воз­мож­но, вме­сте с Иакин­фом и Аурой), ука­зы­ва­ет ско­рее на образ Вене­ры — вари­ант, впер­вые пред­ло­жен­ный Вин­кель­ма­ном. Если это дей­ст­ви­тель­но так, фигу­ра мог­ла бы быть живо­пис­ным изо­бра­же­ни­ем куль­то­вой ста­туи в хра­ме Вене­ры и Ромы на Велии, посвя­щен­ном Адри­а­ном и рекон­стру­и­ро­ван­ном в 307 г. Мак­сен­ци­ем. Эта гипо­те­за под­креп­ля­ет­ся живо­пи­сью, обна­ру­жен­ной в 1960-х гг. в руи­нах позд­не­им­пер­ско­го двор­ца к югу от бап­ти­сте­рия Сан-Джо­ван­ни-ин-Лате­ра­но (пред­по­ло­жи­тель­но иден­ти­фи­ци­ро­ван­ном как дво­рец Фау­сты [domus Faustae]), боль­шая ком­по­зи­ция кото­ро­го изо­бра­жа­ет мор­ские суще­ства и ряд людей, кото­рые мог­ли бы быть чле­на­ми импе­ра­тор­ской семьи.

Elena Calandra

Литература:
Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae, Zürich-Münich, VIII (1997), p. 1058, no. 136, s. v. Roma (E. Di Filippo Balestrazzi); Romana Pictura. La pittura romana dalle origini all’età bizantina, A. Donati ed., Catalog of the exhibition (Rimini, March-August, 1998), Milan, 1998, pp. 291—292, no. 66 (M. Sapelli).

Источники:
© 2005 г. Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), pp. 252—253.
Photo — Archivio SAR.
© 2008 г. Перевод с англ. Сосновского С. И.
Ключевые слова: фрески фреска богиня Барберини Рома Венера эрот эроты Эрос амур амуры Купидон Психе Психея Иакинф Якинф Аура лебедь лебеди копье круглый щит clupeus clipeus шлем ожерелье подвеска кулон подвесная серьга подвесные серьги туника колобий colobium крылатая Виктория земной шар глобус штандарт знамя военный значок signum signa militaria трон Инв № 124506