Федра и Ипполит
Дом Диониса. Комната 6. Конец II в. н. э. Пафос, Археологический парк.

Федра и Ипполит.

Дом Диониса. Комната 6. Конец II в. н. э.

Пафос, Археологический парк.

Описание:
Одна из важ­ней­ших моза­ик в доме пред­став­ля­ет тра­ги­че­скую исто­рию Фед­ры и Иппо­ли­та, упо­мя­ну­тую несколь­ки­ми антич­ны­ми авто­ра­ми и уве­ко­ве­чен­ную Еври­пидом. Убив Мино­тав­ра с помо­щью Ари­ад­ны, Тесей поки­нул Крит вме­сте с ней и ее сест­рой Фед­рой. Оста­вив Ари­ад­ну, Тесей женил­ся на ама­зон­ке Антио­пе, кото­рая роди­ла ему сына, назван­но­го Иппо­ли­том. После смер­ти Антио­пы Тесей женил­ся на Фед­ре. Изму­чен­ная тай­ной любо­вью к пасын­ку, Фед­ра нако­нец усту­пи­ла сво­ей стра­сти и, во вре­мя отсут­ст­вия мужа, отпра­ви­ла Иппо­ли­ту пись­мо, в кото­ром при­зна­лась в сво­ей гре­хов­ной люб­ви. Иппо­лит полу­чил пись­мо на охо­те и при­шел в ужас от про­чи­тан­но­го. По воз­вра­ще­нии Тесея Фед­ра, воз­му­щен­ная безот­вет­но­стью сво­ей люб­ви и стра­ша­ща­я­ся воз­мож­ных дей­ст­вий Иппо­ли­та, предъ­яви­ла ему обви­не­ние, кото­ро­го сама заслу­жи­ва­ла. Раз­гне­ван­ный этим, Тесей про­клял сына и обра­тил­ся к сво­е­му отцу Неп­ту­ну с моль­бой пока­рать его. Иппо­лит поки­нул город, и когда он ехал вдоль моря, дикий бык, послан­ный богом, напал на него из воды, испу­гав его коней. Он упал с колес­ни­цы и раз­бил­ся о ска­лы. После неза­слу­жен­ной гибе­ли Иппо­ли­та исти­на обна­ру­жи­лась, и Фед­ра, сра­жен­ная рас­ка­я­ни­ем, покон­чи­ла с собой.

Сце­на, изо­бра­жен­ная на этой моза­и­ке, иллю­ст­ри­ру­ет не дей­ст­вие, а тихое напря­же­ние, пред­ше­ст­ву­ю­щее нача­лу тра­гедии. Сле­ва в нере­ши­тель­ной позе сто­ит Иппо­лит с соба­кой, почти обна­жен­ный, иск­лю­чая плащ и охот­ни­чьи сапо­ги. Он выглядит почти сму­щен­ным после про­чте­ния посла­ния Фед­ры, зак­лю­чен­но­го в дипти­хе, кото­рый он дер­жит пра­вой рукой. Изо­бра­жен­ная рядом с ним Фед­ра сидит на троне и ожида­ет резуль­та­та сво­его поступ­ка. Боль, при­чи­ня­е­мую ей стра­стью, иллю­ст­ри­ру­ет Купидон, летя­щий впра­во и скло­ня­ю­щий горя­щий факел к ее серд­цу.

Когда пол был най­ден, он нахо­дил­ся в доволь­но непроч­ном состо­я­нии, и его при­шлось под­нять и пере­ло­жить на более твер­дом осно­ва­нии. В ходе этой работы было сде­ла­но чрез­вы­чай­но важ­ное откры­тие. Было обна­ру­же­но, что стро­и­те­ли дома, чтобы выров­нять поверх­ность, на кото­рой вык­ла­ды­ва­лась моза­и­ка, запол­ни­ли углуб­ле­ния в поро­де мусо­ром. Он состо­ял в основ­ном из золы и дру­гих остат­ков, достав­лен­ных из сго­рев­ше­го зда­ния архи­ва Ново­го Пафо­са. К сча­стью, в золе ока­за­лось мно­же­ство гли­ня­ных отпе­чат­ков, т. е., оттис­ков печа­тей в мок­рой глине, при­ло­жен­ных к доку­мен­там, неко­гда хра­нив­шим­ся в архи­ве. Око­ло 11000 таких оттис­ков было обна­ру­же­но под моза­и­кой, и, сре­ди про­че­го, они вклю­ча­ли боль­шое коли­че­ство порт­ре­тов царей из дина­стии Пто­ле­ме­ев и рим­ских импе­ра­то­ров и изо­бра­же­ний богов.


Источники:
© 1998 г. Фото, текст: W. A. Daszewski, D. Michaelidis. “Guide to the Paphos Mosaics”. Bank of Cyprus cultural foundation, 1998. С. 28—30.
Ключевые слова: мозаика мозаичный пол Федра Ипполит Гипполит собака пес Амур амуры Эрот эроты Эрос Купидон факел копье диптих таблицы таблички трон копье охота охотник лук