Федра и Ипполит
Дом Диониса. Комната 6. Конец II в. н. э.Пафос, Археологический парк.

Федра и Ипполит.

Дом Диониса. Комната 6. Конец II в. н. э.

Пафос, Археологический парк.

Описание:
Одна из важ­ней­ших моза­ик в доме пред­став­ля­ет тра­ги­че­скую исто­рию Фед­ры и Иппо­ли­та, упо­мя­ну­тую несколь­ки­ми антич­ны­ми авто­ра­ми и уве­ко­ве­чен­ную Еври­пидом. Убив Мино­тав­ра с помо­щью Ари­ад­ны, Тесей поки­нул Крит вме­сте с ней и ее сест­рой Фед­рой. Оста­вив Ари­ад­ну, Тесей женил­ся на ама­зон­ке Антио­пе, кото­рая роди­ла ему сына, назван­но­го Иппо­ли­том. После смер­ти Антио­пы Тесей женил­ся на Фед­ре. Изму­чен­ная тай­ной любо­вью к пасын­ку, Фед­ра нако­нец усту­пи­ла сво­ей стра­сти и, во вре­мя отсут­ст­вия мужа, отпра­ви­ла Иппо­ли­ту пись­мо, в кото­ром при­зна­лась в сво­ей гре­хов­ной люб­ви. Иппо­лит полу­чил пись­мо на охо­те и при­шел в ужас от про­чи­тан­но­го. По воз­вра­ще­нии Тесея Фед­ра, воз­му­щен­ная безот­вет­но­стью сво­ей люб­ви и стра­ша­ща­я­ся воз­мож­ных дей­ст­вий Иппо­ли­та, предъ­яви­ла ему обви­не­ние, кото­ро­го сама заслу­жи­ва­ла. Раз­гне­ван­ный этим, Тесей про­клял сына и обра­тил­ся к сво­е­му отцу Неп­ту­ну с моль­бой пока­рать его. Иппо­лит поки­нул город, и когда он ехал вдоль моря, дикий бык, послан­ный богом, напал на него из воды, испу­гав его коней. Он упал с колес­ни­цы и раз­бил­ся о ска­лы. После неза­слу­жен­ной гибе­ли Иппо­ли­та исти­на обна­ру­жи­лась, и Фед­ра, сра­жен­ная рас­ка­я­ни­ем, покон­чи­ла с собой.

Сце­на, изо­бра­жен­ная на этой моза­и­ке, иллю­ст­ри­ру­ет не дей­ст­вие, а тихое напря­же­ние, пред­ше­ст­ву­ю­щее нача­лу тра­гедии. Сле­ва в нере­ши­тель­ной позе сто­ит Иппо­лит с соба­кой, почти обна­жен­ный, иск­лю­чая плащ и охот­ни­чьи сапо­ги. Он выглядит почти сму­щен­ным после про­чте­ния посла­ния Фед­ры, зак­лю­чен­но­го в дипти­хе, кото­рый он дер­жит пра­вой рукой. Изо­бра­жен­ная рядом с ним Фед­ра сидит на троне и ожида­ет резуль­та­та сво­его поступ­ка. Боль, при­чи­ня­е­мую ей стра­стью, иллю­ст­ри­ру­ет Купидон, летя­щий впра­во и скло­ня­ю­щий горя­щий факел к ее серд­цу.

Когда пол был най­ден, он нахо­дил­ся в доволь­но непроч­ном состо­я­нии, и его при­шлось под­нять и пере­ло­жить на более твер­дом осно­ва­нии. В ходе этой работы было сде­ла­но чрез­вы­чай­но важ­ное откры­тие. Было обна­ру­же­но, что стро­и­те­ли дома, чтобы выров­нять поверх­ность, на кото­рой вык­ла­ды­ва­лась моза­и­ка, запол­ни­ли углуб­ле­ния в поро­де мусо­ром. Он состо­ял в основ­ном из золы и дру­гих остат­ков, достав­лен­ных из сго­рев­ше­го зда­ния архи­ва Ново­го Пафо­са. К сча­стью, в золе ока­за­лось мно­же­ство гли­ня­ных отпе­чат­ков, т. е., оттис­ков печа­тей в мок­рой глине, при­ло­жен­ных к доку­мен­там, неко­гда хра­нив­шим­ся в архи­ве. Око­ло 11000 таких оттис­ков было обна­ру­же­но под моза­и­кой, и, сре­ди про­че­го, они вклю­ча­ли боль­шое коли­че­ство порт­ре­тов царей из дина­стии Пто­ле­ме­ев и рим­ских импе­ра­то­ров и изо­бра­же­ний богов.


Источники:
© 1998 г. Фото, текст: W. A. Daszewski, D. Michaelidis. “Guide to the Paphos Mosaics”. Bank of Cyprus cultural foundation, 1998. С. 28—30.
Ключевые слова: мозаика греческая мифология mythologia graeca федра федры phaedra ипполит ипполита hippolytus мозаика мозаичный пол федра ипполит гипполит собака пес амур амуры эрот эроты эрос купидон факел копье диптих таблицы таблички трон копье охота охотник лук