Птолемей II и Арсиноя II
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Птолемей II и Арсиноя II.

Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
15,7 × 11,8 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
«Камея Гон­за­га», назван­ная так в честь ее ренес­санс­ных вла­дель­цев — ман­ту­ан­ских гер­цо­гов Гон­за­га, — одна из самых про­слав­лен­ных антич­ных гемм. Она поз­во­ля­ет увидеть, какой цар­ст­вен­ной, по-восточ­но­му пыш­ной рос­ко­шью окру­жал­ся дина­сти­че­ский культ Пто­ле­ме­ев в Егип­те эпо­хи элли­низ­ма.
На круп­ном кус­ке ага­та неиз­вест­ный рез­чик выре­зал пар­ный порт­рет обо­жест­влен­ных Пто­ле­мея II и Арси­нои II. Царь, выре­зан­ный на белом слое кам­ня, слов­но осве­щен ярким све­том. Голу­бо­ва­тое лицо цари­цы на вто­ром плане буд­то ухо­дит в тень перед сия­ни­ем, исхо­дя­щим от пове­ли­те­ля. Серый слой обра­зу­ет фон, а в верх­нем, корич­не­вом слое, выре­за­ны шлем, эгида Зев­са на пле­чах царя, его куд­ри. Коло­ри­сти­че­ские воз­мож­но­сти мно­го­слой­но­го ага­та поз­во­ли­ли худож­ни­ку создать вир­ту­оз­ный обра­зец живо­пи­си в камне. В порт­ре­те цари­цы, напро­тив, все дышит поко­ем и уми­ротво­рен­но­стью. Пок­ры­ва­ло на голо­ве Арси­нои II — намек на «свя­щен­ный брак» новых богов, вла­сти­те­лей Егип­та. Пто­ле­мей и Арси­ноя, слов­но еги­пет­ские Иси­да и Оси­рис или гре­че­ские Зевс и Гера, были бра­том и сест­рою.
Желая польстить цари­це, поэт Фео­крит, как и рез­чик, упо­доб­ля­ет ее Гере, а ее бра­та —
Зев­су:
Всею душою она его любит, и бра­та, и мужа,
Так же свя­щен­ный свой брак зак­лю­чи­ли вла­ды­ки Олим­па
.
Убор царя, полу­ре­аль­ный, полу­сим­во­ли­че­ский, вклю­ча­ет шлем с лав­ро­вым вен­ком, пан­цирь и эгиду Зев­са. Пате­ти­че­ские голо­вы Меду­зы и Гения Ужа­са уси­ли­ва­ют фан­та­стич­ность цар­ско­го оде­я­ния.
Это про­из­веде­ние сле­ду­ет отне­сти к чис­лу пер­вых худо­же­ст­вен­ных нахо­док алек­сан­дрий­ских рез­чи­ков камей.
«Боги Фила­дель­фы» (боги брат­ской люб­ви) — так назы­ва­ли пра­вя­щую чету. Камея может счи­тать­ся сво­его рода «язы­че­ской ико­ной» того куль­та дина­стии, кото­рый учреж­дал Пто­ле­мей II.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 28—31, № 3.

комм.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma портрет портреты сардоникс камея мужской женский портрет птолемей ii и арсиноя ii камея гонзага арсиноя ii филадельфия эгида зевса шлем с лавровым венком лавровый венок панцирь доспехи голова медузы медуса медуза горгона гений ужаса ужас