Александр Македонский.

Сардоникс. Александрия (?). III в. до н. э.
2,6 × 1,7 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Образ юно­го пол­ко­во­д­ца в пан­ци­ре с пыш­ной гри­вой волос, рас­сы­пав­ших­ся по пле­чам и едва сдер­жи­ва­е­мых диа­де­мой, хоро­шо сог­ла­су­ет­ся с тра­ди­ци­он­ной ико­но­гра­фи­ей Алек­санд­ра. Камея, веро­ят­но, была выре­за­на в Алек­сан­дрии. Почи­та­ние Алек­санд­ра, зало­жив­ше­го в 332 г. до н. э. новую сто­ли­цу Егип­та, при­ни­ма­ет там дина­сти­че­ский харак­тер. Новый государ­ст­вен­ный культ, нико­го не сму­щав­ший в Егип­те с его фара­о­нов­ски­ми тра­ди­ци­я­ми, полу­ча­ет свое оформ­ле­ние при Пто­ле­мее II. Сво­е­му пред­ше­ст­вен­ни­ку Пто­ле­мею I царь возда­ет рели­ги­оз­ные поче­сти наравне с Алек­сан­дром. Поэт Фео­крит пишет:
В Зев­са чер­то­гах ему был трон позла­щен­ный воз­двиг­нут,
Рядом же с ним Алек­санд­ра любез­но­го образ пре­крас­ный.
Эрми­таж­ная камея поз­во­ля­ет увидеть воочию, как выгляде­ли подоб­ные памят­ни­ки. Преж­нее отож­дест­вле­ние (Антиох I) бази­ро­ва­лось на оши­боч­ном про­чте­нии букв, выре­зан­ных поз­же на обо­ро­те, — их сле­ду­ет читать: Алек­сан­дрос.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 32—33, № 4.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сардоникс камея камеи мужской портрет царь Аргеады Александр III Македонский Великий надпись подпись Александрос
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА