Птолемей II
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Птолемей II.

Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Пто­ле­мея II лег­ко при­знать в порт­ре­те муж­чи­ны с куд­ря­ми, пере­хва­чен­ны­ми цар­ской диа­де­мой. Любо­пыт­ный фено­мен мож­но отме­тить в цар­ских порт­ре­тах этой эпо­хи: ори­ен­та­цию на изо­бра­же­ния Алек­санд­ра, неза­ви­си­мо от нали­чия реаль­но­го сход­ства того или ино­го царя с его про­слав­лен­ным пред­ше­ст­вен­ни­ком. «Льви­ная шеве­лю­ра» куд­рей, поды­маю­щих­ся надо лбом, пате­ти­че­ский, вдох­но­вен­ный лик — эти чер­ты свое­об­раз­но­го «мас­ка­ра­да» харак­тер­ны для дина­сти­че­ских порт­ре­тов всех Пто­ле­ме­ев. Пафос порт­ре­та геро­изи­ро­ван­но­го вла­сти­те­ля нахо­дит себе отклик в стро­ках при­двор­но­го поэта Фео­кри­та:

В свет­лых кудрях Пто­ле­мей, что иску­сен в мета­нии копий.
«Живо­пись в камне» уда­лась здесь рез­чи­ку не без борь­бы с при­хот­ли­вы­ми про­слой­ка­ми ага­та: верх голо­вы слов­но зате­нен от воз­вы­шаю­щих­ся надо лбом локо­нов, диа­де­ма царя полу­чи­лась так­же двух­цвет­ной, а кон­цы лен­ты — белы­ми. Зато удач­но лег на пле­чо, пок­ры­тое рыже­ва­тым хито­ном, чер­ный плащ вои­на.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 34—35, № 5.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma портрет портреты портретный портретная сардоникс камея мужской портрет царь птолемей ii филадельф диадема птолемеи