Фрагмент рельефа с летящей Викторией.

Мрамор. III в. н. э. (?).
Выс. 112 см; толщина max. 15 см; ширина max. 143 см.
Инв. № 842.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
88. Фраг­мент релье­фа с летя­щей Вик­то­ри­ей.

Фраг­мент огра­ни­чен ввер­ху узким пря­мым кар­ни­зом, а вни­зу — листо­вым орна­мен­том (cyma reversa). Рельеф пред­став­ля­ет бо́льшую часть летя­щей боги­ни победы (Victoria). Она оде­та в пеп­лос с круп­ны­ми застеж­ка­ми на пле­чах. Поверх пеп­ло­са на ней наде­та накид­ка. Одеж­да обле­га­ет тело, и склад­ки изо­бра­же­ны с ост­ры­ми кра­я­ми. Перья кры­льев изо­бра­же­ны не во всех дета­лях, а небреж­но обо­зна­че­ны кон­ту­ра­ми и ред­ки­ми уда­ра­ми доло­та. Про­свер­лен­ное отвер­стие в пра­вом кула­ке гово­рит о том, что когда-то она дер­жа­ла древ­ко кава­ле­рий­ско­го штан­дар­та (vexillum) или тро­фей (tropaeum). Ее голо­ва повер­ну­та вле­во.

Тра­пе­ци­е­вид­ная фор­ма релье­фа и изо­гну­тая ниж­няя сто­ро­на пока­зы­ва­ют, что рельеф когда-то укра­шал левый антр­вольт арки.

Э. Пари­бе­ни (E. Paribeni) пред­по­ло­жил, что Победа при­над­ле­жа­ла Пар­фян­ской арке Авгу­ста на Рим­ском Фору­ме (19 г. до н. э.), осно­ва­ние кото­рой было рас­ко­па­но в 1950-х годах.

Раз­ме­ры релье­фа хоро­шо сог­ла­су­ют­ся с Пар­фян­ской аркой, но по сти­лю изо­бра­же­ние лица, дра­пи­ров­ки, дета­лей кры­льев и испол­не­ние листо­во­го орна­мен­та не соо­т­вет­ству­ют авгу­стов­ско­му сти­лю. Недав­но Н. Нан­не­штад (N. Hannestad) убеди­тель­но утвер­ждал, что рельеф не отно­сит­ся к эпо­хе Авгу­ста, а явля­ет­ся рестав­ра­ци­ей ори­ги­наль­ной рельеф­ной деко­ра­ции, выпол­нен­ной во вре­ме­на позд­ней антич­но­сти.

Рим. III в. н. э. (?).

Inv. No. 842.
Мра­мор.
Выс. 1,12 м; тол­щи­на max. 0,15 м; шири­на max. 1,43 м.

Ниж­няя изо­гну­тая сто­ро­на отло­ма­на. Силь­ное повре­жде­ние вдоль верх­не­го края. Незна­чи­тель­ное повре­жде­ние на поверх­но­сти и дру­гих кра­ях. Кон­чик носа Победы отсут­ству­ет. При­об­ре­тен в 1889 г. в Риме. Най­ден око­ло пре­то­ри­ан­ско­го лаге­ря (Castra Praetoria) в 1886—1887 гг.


Литература:
F. Poulsen 1951, Cat. 511; B. Andreae, AA 1957, 149ff; D. E. Strong, Roman Imperial Sculpture (1961) fig. 141a; L. Fabbrini, BullComm 78 (1961—1962) 47, n. 27; R. Brilliant, MAAR XXIX (1967) 110, fig. 126; E. Nash, Pictorial Dictionary of Ancient Rome (1968) 92ff; K. Stemmer, AA 1971, 574, n. 48; P. Zanker, Forum Romanum. Die Neugestaltung durch Augustus (1972) 15—16, fig. 19; T. Hölscher, Jdl 99 (1984) 191; F. Coarelli, Il Foro Romano. Periodo Repubblicano e Augusteo (1985) 269—309; F. S. Kleiner, The Arch of Nero in Rome (1985) 27, n. 49; H. Jung, MarbWPr (1986) 27, pl. 13, 2; N. Hannestad, Roman Art and Imperial Policy (1986) 59, espec. n. 75; S. D. Maria, Gli archi onorari di Roma e dell’ltalia Romana (1988) 272; Grassinger 1991, 113, n. 25, 124, n. 25; N. Hannestad, Tradition in Late Antique Sculpture. Conservation. Modernisation. Production (1994) 68—74. Cf. also E. Nedergaard, in: Kaiser Augustus und die Verlorene Republik (1988) 234—239.

Источники:
© 1996 г. Фото, текст: S. Østergaard. Catalogue Imperial Rome, vol. I, p. 182, cat. no. 88.
Ny Carlsberg Glyptotek, 1996.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: фрагмент мрамор рельеф с летящей Викторией летящая крылатая Ника Виктория Победа хитон застежка крыло крылья триумфальная арка Августа Актийская Акцийская арка Инв № 842