Антония Младшая. (Варианты: Юлия Ливилла, сестра Калигулы, или Ливия Юлия [Ливилла], дочь Антонии Младшей).
Лунский мрамор. I в. н. э.Инв. № 620.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах. Фото: С. И. Сосновский

Антония Младшая. (Варианты: Юлия Ливилла, сестра Калигулы, или Ливия Юлия [Ливилла], дочь Антонии Младшей).

Лунский мрамор. I в. н. э.
Инв. № 620.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Рим, Палатинский музей.
Происхождение:
Рим. Из Пала­тин­ско­го музея.

Описание:

202. БЮСТ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ: АНТОНИЯ МЛАДШАЯ? (инв. № 620).

Лун­ский мра­мор, выс. 32 см.
Пра­вая часть носа и моч­ки ушей отби­ты; на воло­сах пят­на ржав­чи­ны.
Из Пала­тин­ско­го музея, кото­рый при­об­рел бюст из кол­лек­ции Кам­па­на в 1872 г.

Голо­ва, слег­ка повер­ну­тая впра­во, долж­на была при­над­ле­жать бюсту, посколь­ку шея, с неболь­шой частью груди, выре­за­на для встав­ки. Лицо, с выра­зи­тель­ны­ми чер­та­ми, очень пла­стич­но; моду­ли­ро­ван­ное осве­ще­ние поверх­но­сти созда­ет мяг­кие све­то­те­ни, кото­рые пере­да­ют неж­ность с. 339 тела. Гла­за, утоп­лен­ные под над­бров­ны­ми дуга­ми, не име­ют ярко выра­жен­ных век; пере­но­си­ца широ­кая и явля­ет­ся про­дол­же­ни­ем линии лба; лоб низ­кий и частич­но покрыт чел­кой из при­плю­щен­ных завит­ков; губы рез­ко очер­че­ны, под­бо­ро­док высту­па­ет и закруг­лен. Вол­ни­стые воло­сы, уло­жен­ные про­сто, с про­бо­ром по цен­тру, мяг­ко спус­ка­ют­ся по бокам, остав­ляя откры­ты­ми уши, и, запле­тен­ные сза­ди в косу, соби­ра­ют­ся в узел, кото­рый спус­ка­ет­ся с затыл­ка. Мы нахо­дим про­об­ра­зы при­чес­ки это­го типа в тер­ра­ко­те кон­ца рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да, напри­мер, на голо­ве из Бер­ли­на (Fournée-van Zwet, Hairdress, илл. 23), дати­ру­е­мой Вестом (West, I, с. 104) и Бьян­ки Бан­ди­нел­ли (R. Bianchi Bandinelli, Storicità dell’arte classica2, Firenze 1950, с. 118) при­бли­зи­тель­но послед­ней чет­вер­тью I в. до н. э., тогда как Фур­ни (Fournée, ук. соч., с. 17), из-за харак­тер­ной корот­кой косы, скло­ня­ет­ся боль­ше к кон­цу прав­ле­ния Авгу­ста — нача­лу прав­ле­ния Тибе­рия. Бьян­ки Бан­ди­нел­ли счи­тал эту при­чес­ку пред­ше­ст­вен­ни­цей «сти­ля Анто­нии» и срав­ни­вал ее с ана­ло­гич­ной при­чес­кой у дру­гой мра­мор­ной голо­вы из Бер­ли­на (R. Bianchi Bandinelli, ук. соч., табл. XLIV, № 82), кото­рая близ­ка к пала­тин­ско­му порт­ре­ту сти­ли­сти­че­ски и дати­ру­ет­ся Фур­ни (Fournée-van Zwet, ук. соч., с. 18) послед­ни­ми года­ми прав­ле­ния Тибе­рия.

Джи­рар­ди­ни, осно­вы­ва­ясь преж­де все­го на при­чес­ке, ката­ло­ги­зи­ро­вал пала­тин­скую голо­ву как Анто­нию Млад­шую, дочь М. Анто­ния и Окта­вии, сест­ры Авгу­ста, родив­шу­ю­ся в 36 г. до н. э. и став­шую после смер­ти Ливии (29 г. н. э.) самой вли­я­тель­ной жен­щи­ной в импе­рии, почи­та­е­мой и Тибе­ри­ем, и вну­ком Кали­гу­лой, кото­рый сде­лал ее Авгу­стой, и сыном Клав­ди­ем, кото­рый посмерт­но чека­нил моне­ты с ее порт­ре­том (BMC, Emp., I, табл. 35, № 8/9, табл. 36, № 9).

При­чес­ка, про­стая, с чел­кой из завит­ков, дохо­дя­щих до вис­ков, вид­на на моне­те из Алек­сан­дрии, выпу­щен­ной на вто­ром году прав­ле­ния Клав­дия (42 г. н. э.) и изо­бра­жаю­щей моло­дую Анто­нию (Bernoulli, Röm. Ikon., II, табл. XXXIII, 12).

Име­нем Анто­нии Млад­шей было атри­бу­ти­ро­ва­но боль­шое коли­че­ство порт­ре­тов. Бер­нул­ли с пол­ной уве­рен­но­стью иден­ти­фи­ци­ру­ет ее голо­ву из кол­лек­ции Кам­па­на в Лув­ре: он нахо­дит там тот же про­филь, но без укруп­нен­ной пере­но­си­цы, и ту же самую при­чес­ку с монет­ных изо­бра­же­ний (Bernoulli, ук. соч., табл. XIV, с. 221, табл. XXX, №№ 9—12). Поул­сен (F. Poulsen, Greek and Roman Portraits in English Country Houses, Oxford 1923) при­зна­ет в каче­стве порт­ре­тов Анто­нии голо­ву из Лув­ра (илл. 37) и порт­рет из Уил­тон-хау­са (илл. 39), кото­рые, не будучи реп­ли­ка­ми голо­вы из Рима, очень близ­ки к порт­ре­там на моне­тах клав­ди­ев­ско­го вре­ме­ни. Эти три порт­ре­та, с отли­чаю­щи­ми­ся харак­тер­ны­ми чер­та­ми, изо­бра­жа­ют Анто­нию в пре­клон­ном воз­расте; фор­ма лица более удли­нен­ная по отно­ше­нию к пала­тин­ско­му типу и бер­лин­ской голо­ве, кото­рые пред­став­ля­ют ее в более моло­дом ико­но­гра­фи­че­ском типе. Наряду с послед­ни­ми порт­ре­та­ми к это­му типу отно­сят­ся так­же: голо­ва, най­ден­ная во вре­мя рас­ко­пок хра­ма Ромы и Авгу­ста в Боль­шой Леп­те, опре­де­лен­ная Аури­джем­мой как иде­а­ли­зи­ро­ван­ный порт­рет моло­дой Анто­нии Млад­шей (S. Aurigemma, in Afr. It., VIII, 1941, илл. 65—66, с. 88 слл.), порт­рет в Вати­кан­ском музее (Kaschnitz, № 616, табл. XLVII), бюст в Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ке, най­ден­ный в Трал­лах в Малой Азии (West, табл. XXXVI, №№ 150—152, с. 142 слл.; F. Poulsen, в ActaA, XVII, 1946, с. 30, илл. 21—23), порт­рет с рим­ской вил­лы на Маль­те, иден­ти­фи­ци­ро­ван­ный Эшби как порт­рет Агрип­пи­ны Млад­шей (Th. Ashby, в JRS, V, 1915, с. 39, илл. 10), одна­ко при­знан­ный Пьет­ран­дже­ли в каче­стве Анто­нии Млад­шей (C. Pietrangeli, La famiglia di Augusto, Roma 1938, с. 55). Все эти порт­ре­ты, с име­ю­щи­ми­ся раз­ли­чи­я­ми, ука­зы­ва­ют, по изу­че­нии про­фи­лей, на одно­го с. 340 и того же чело­ве­ка и име­ю­щу­ю­ся меж­ду эти­ми порт­ре­та­ми близ­кую связь: есть опре­де­лен­ное сход­ство меж­ду этим типом и той Анто­ни­ей, кото­рая изо­бра­же­на на моне­тах, одна­ко о пол­ной иден­тич­но­сти речи не идет. Более ран­ний пери­од ико­но­гра­фии Анто­нии пред­став­лен порт­ре­том на фри­зе Алта­ря Мира, изва­ян­ном меж­ду 13 и 9 гг. до н. э. (G. Monaco, в BCom, LXII, 1934, с. 35), на кото­ром она изо­бра­же­на в два­дцать с неболь­шим лет, вме­сте с мужем Дру­зом и мало­лет­ним сыном Гер­ма­ни­ком. Сход­ство с про­фи­лем на моне­тах зна­чи­тель­но, хотя обрам­ля­ю­щая лоб при­чес­ка и не име­ет завит­ков. В сво­ем иссле­до­ва­нии ико­но­гра­фии Анто­нии Поул­сен поме­ща­ет этот порт­рет отдель­но (F. Poulsen, ук. соч., с. 31), — несо­мнен­но, он пред­ше­ст­ву­ет дру­гим типам, но уста­но­вить вре­мен­ну́ю дистан­цию меж­ду ними не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. При­чи­ну это­го Поул­сен видел в боль­шом коли­че­стве вари­ан­тов и мно­го­об­ра­зии ико­но­гра­фии Анто­нии Млад­шей, порт­ре­ты кото­рой харак­те­ри­зу­ют­ся неко­то­рой иде­а­ли­за­ци­ей, застав­ляв­шей худож­ни­ков изо­бра­жать ее в моло­дом воз­расте, хотя в дей­ст­ви­тель­но­сти она так не выгляде­ла, как на пала­тин­ском порт­ре­те, дати­ру­е­мом Марел­лой тибе­ри­ев­ским вре­ме­нем (M. L. Marella, в NSc, 1943, с. 271), когда Анто­ния была шести­де­ся­ти­лет­ней жен­щи­ной. В то же вре­мя, при­мер­но похо­жие порт­ре­ты после­дую­щих пери­о­дов жиз­ни прин­цес­сы, создан­ные раз­ны­ми худож­ни­ка­ми с раз­лич­ны­ми наме­ре­ни­я­ми, были выпол­не­ны по копи­ям преды­ду­щих порт­ре­тов, создан­ных в том чис­ле и после ее смер­ти, как в слу­чае с колос­саль­ной голо­вой Юно­ны Лудо­ви­зи, дати­ру­е­мой вре­ме­нем Клав­дия. Эта голо­ва, кото­рую Румпф счи­та­ет порт­ре­том Анто­нии Млад­шей, изо­бра­жа­ет ее sub specie deae (в виде боги­ни), с таким атри­бу­том, как vitta (голов­ная повяз­ка), напо­ми­на­ни­ем о ее зва­нии Sacerdos Divi Augusti (жри­ца Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста), кото­рое до самой сво­ей смер­ти зани­ма­ла Ливия (A. Rumpf, в Abhandl. Preuss. Akad. Berlin, 5, 1941, с. 29; Felletti Maj, Ritratti, № 118).

Иден­ти­фи­ка­ция пала­тин­ской голо­вы как Анто­нии Млад­шей была отверг­ну­та Ган­сом Юкке­ром и, недав­но, Карин Пола­шек, кото­рая в сво­ем ана­ли­зе ико­но­гра­фии Анто­нии Млад­шей счи­та­ет, что тип Леп­ты и Маль­ты, к кото­ро­му она отно­сит и пала­тин­ский порт­рет, выка­зы­ва­ет общие чер­ты семьи Юли­ев-Клав­ди­ев и не может опре­де­лять­ся в каче­стве порт­ре­та Анто­нии Млад­шей, из-за раз­ни­цы с типом Уил­тон-хаус — как физио­но­ми­че­ской, так и в при­чес­ке, и она отно­сит этот тип к Ливил­ле (K. Polaschek, в Studia Archaeologica, 15, 1973, с. 38 слл.).

Биб­лио­гра­фия: Felletti Maj, Ritratti, № 85 (ср. предыд. биб­лиогр.); EAA, I, s. v. Antonia Minore: B. M. Felletti Maj; Jucker, Blätterkelch, с. 65, прим. 9; V. Poulsen, Romains, I, с. 19; K. Polaschek, в Studia Archaeologica, 15, 1973, с. 42.

Нега­тив: GFN 12142 M.

СОКРАЩЕНИЯ:

Bernoulli, Röm. Ikon. = J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, 1—4, Stuttgart 1882 слл.

BMC, Emp. = H. Mattingly, Coins of the Roman Empire in the British Museum, 1—6, London 1923 слл.

EAA = Enciclopedia dell’Arte Antica, Classica ed Orientale, I—VII, + 1 suppl., Roma 1958 слл.

Felletti Maj, Ritratti = B. M. Felletti Maj, Museo Nazionale Romano — I Ritratti, Roma 1953.

Fournée-van Zwet, Hairdress = L. Fournée van Zwet, «Fashion in Women’s Hairdress in the First Century of the Roman Empire», в BABesch 31, 1956, с. 1 слл.

GFN = Gabinetto Fotografico Nazionale.

Jucker, Blätterkelch =H. Jucker, Das Bildnis im Blätterkelch. Geschichte und Bedeutung einer römischen Porträtform, Olten-Lausanne-Freiburg 1962.

Kaschnitz = G. v. Kaschnitz, Le sculture del Magazzino del Museo Vaticano, Città del Vaticano 1936—1937.

V. Poulsen, Romains = V. Poulsen, Les Portraits Romains II — République et dynastie julienne, Kopenhagen 1962.

West = R. West, Römische Porträtplastik, I—II, München 1933—1941.

Virginia Picciotti Giornetti

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1979 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 1. De Luca Editore, Roma, 1979, с. 338—340.
© 2011 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii антония младшая g136 re114 antonia minor юлия ливилла g423 iulia julia livilla re575 портрет портреты портретный портретная лунский мрамор женский голова антонии ливия g147 женщина женская прическа инв № 620
free counters