Зевс
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
Диаметр 6,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Зевс.

Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
Диаметр 6,1 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Одна из жем­чу­жин эрми­таж­ной кол­лек­ции — «Камея кня­ги­ни Голи­цы­ной», назван­ная так по име­ни ее петер­бург­ской вла­де­ли­цы. Пате­ти­че­ская голо­ва Зев­са, выре­зан­ная алек­сан­дрий­ским масте­ром III в. до н. э., явля­ет собой яркий при­мер «живо­пи­си в камне». Если созда­те­ли «Камеи Гон­за­га» с блес­ком исполь­зо­ва­ли коло­ри­сти­че­ские воз­мож­но­сти холод­но­ва­то­го «араб­ско­го сар­до­ник­са», здесь взя­та за осно­ву пла­мен­ная гам­ма «сар­до­ник­са индий­ско­го». Как живо­пи­сец, воору­жен­ный палит­рой, работал над каме­ей талант­ли­вый рез­чик. Увен­чан­ная дубо­вым вен­ком голо­ва Зев­са гор­до вски­ну­та. Энер­гич­ный про­филь с намор­щен­ным лбом, пря­мым носом, полуот­кры­ты­ми уста­ми выре­зан в сред­нем белом слое. Белиз­ну его под­чер­ки­ва­ют крас­но­ва­то-корич­не­вые куд­ри волос и боро­ды. Золо­ти­стый фон доста­точ­но кон­тра­стен, но изо­бра­же­ние, как в ста­рой вене­ци­ан­ской живо­пи­си, объ­еди­не­но с ним тональ­ны­ми мяг­ки­ми пере­хо­да­ми. Лило­ва­тые тени, кото­рых мастер доби­ва­ет­ся, утонь­шая сред­ний слой и делая его скво­зя­щим, акцен­ти­ру­ют моде­ли­ров­ку лица и обо­га­ща­ют коло­рит.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 50—51, № 13.
Ключевые слова: сардоникс камея камеи Зевс дубовый венок коллекция Камея княгини Голицыной Инв № Ж 292