Исцеление больного.

Мраморный вотивный рельеф. Македония. Ок. 420 г. до н. э.
Инв. № 2308.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
При­об­ре­тен в 1908 г. из Сало­ник.

Описание:
67. Вотив­ный рельеф.

Рельеф пред­став­ля­ет очень хоро­шо ском­по­но­ван­ное изо­бра­же­ние сце­ны исце­ле­ния. В цен­тре боль­шое дере­во про­тя­ги­ва­ет голые вет­ви, на кото­рых, воз­мож­но, были нари­со­ва­ны листья (Reutersvärd 1960, 54). Боль­шая змея обви­ва­ет­ся вокруг ство­ла дере­ва, по-види­мо­му, выпол­зая из дуп­ла в дере­ве, и тянет голо­ву к глав­но­му дей­ст­ву­ю­ще­му лицу: боро­да­то­му муж­чине, лежа­ще­му на носил­ках, кото­рые несут трое юно­шей. Муж­чи­на болен, он опи­ра­ет­ся лок­тем на подуш­ку и под­ни­ма­ет опух­шую (?) пра­вую ногу к змее, к кото­рой он так­же под­ни­ма­ет свою пра­вую руку. Сце­ну обрам­ля­ют два юно­ши, бро­саю­щие в сто­ро­ну змеи кам­ни: пра­вый обна­жен, не счи­тая неболь­шо­го пла­ща на пле­че, в то вре­мя как на лево­го набро­шен длин­ный плащ. В цен­тре ком­по­зи­ции нахо­дят­ся рука и нога боль­но­го и голо­ва змеи. Носиль­щи­ки носи­лок, два сле­ва и один спра­ва, — зер­каль­ные копии друг дру­га, а их ноги вме­сте с левой ногой пра­во­го кам­не­ме­та­те­ля состав­ля­ют пре­крас­ное зиг­за­го­об­раз­ное обрам­ле­ние с каж­дой сто­ро­ны от глав­ной сце­ны. Два кам­не­ме­та­те­ля так­же выпол­не­ны пол­но­стью зер­каль­но: один виден спе­реди, дру­гой сза­ди.
Изо­бра­же­ние уни­каль­но и интер­пре­ти­ру­ет­ся по-раз­но­му, в зави­си­мо­сти от того, как каж­дый трак­ту­ет: ста­вят ли моло­дые люди носил­ки или под­ни­ма­ют их, бро­са­ют ли юно­ши кам­ни в змею, чтобы про­гнать ее, или в дере­во, чтобы вызвать змею. Лип­польд счи­та­ет, что сце­на про­ис­хо­дит в мест­ном свя­ти­ли­ще в Македо­нии, где змея очень популяр­на. В любом слу­чае, боль­но­го достав­ля­ют к месту, где в дере­ве живет змея; он при­вет­ст­ву­ет змею, от кото­рой ожида­ет исце­ле­ния сво­ей боль­ной ноги, и про­сит, чтобы юно­ши опу­сти­ли его, ука­зы­вая на дере­во и, воз­мож­но, вос­кли­цая: «Это здесь!». Было бы стран­но, если бы юно­ши бро­са­ли кам­ни в змею, кото­рая явля­ет­ся пере­во­пло­ще­ни­ем Аск­ле­пия, поэто­му кажет­ся более веро­ят­ным, что они хоте­ли вызвать змею. Мы видим две сце­ны, одну поза­ди дру­гой. На зад­нем плане двое юно­шей бро­са­ют кам­ни в дере­во, чтобы вызвать змею, в то вре­мя, как носиль­щи­ки под­хо­дят вме­сте с боль­ным, кото­рый раду­ет­ся при виде сво­ей исце­ли­тель­ни­цы.
Рельеф, долж­но быть, был вотив­ным, уста­нов­лен­ным в свя­ти­ли­ще исце­ле­ния в Македо­нии чело­ве­ком, кото­рый был выле­чен. Рельеф низ­кий, и дета­ли тща­тель­но выре­за­ны. Инте­рес­ная деталь: две фигу­ры спра­ва плав­но пере­хо­дят друг в дру­га, слов­но это одна фигу­ра.
Конец V в. до н. э.

Inv. No. 2308
Круп­но­зер­ни­стый белый мра­мор.
Выс. 56 см, дл. 72 см.
Поверх­ность вывет­рив­ша­я­ся, все голо­вы, кро­ме пра­во­го кам­не­ме­та­те­ля, силь­но повреж­де­ны. Вни­зу и по бокам широ­кой поло­сой следы крас­ной крас­ки. Бор­тик, акку­рат­но закон­чен­ный ввер­ху, вни­зу выре­зан гру­бо.
При­об­ре­тен в 1908 г. из Сало­ник.

Биб­лио­гра­фия:
F. Poulsen 1951, Cat. 233a; U. Hausmann, Kunst und Heiltum (Potsdam 1948) 53, 58, K 14, pl. 3; Lippold in: Studies Robinson (1951) 648—654, pl. 67a; Reutersvärd 1960, 54; Hamperl, AA (1963) 90—94.

© 1995 M. Moltesen. Catalogue. Greece in the Classical Period, pp. 130, cat. no. 67.
Ny Carlsberg Glyptotek, 1995.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мраморный вотивный посвятительный рельеф исцеление больного дар богу исцеления Македония дерево змея больной носилки болезнь Инв № 2308
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА