Менада
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
3,3 × 2,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Менада.

Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
3,3 × 2,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Сох­ра­ни­лась лишь верх­няя часть камеи: голо­ва Мена­ды. По ана­ло­гии с пол­но­стью сох­ра­нив­ши­ми­ся гем­ма­ми мож­но домыс­лить небриду на пле­чах, тирс — за спи­ной. Почти ниче­го не оста­лось от фона. Камея, по-види­мо­му, вышла из-под рез­ца мало­азий­ско­го рез­чи­ка эпо­хи Мит­ри­да­та VI. Подоб­но Клео­пат­ре VII, он пок­ро­ви­тель­ст­во­вал резь­бе на цвет­ных мине­ра­лах и кол­лек­ци­о­ни­ро­вал гем­мы. Его бога­тая дак­ти­лио­те­ка была в 63 г. до н. э. посвя­ще­на победив­шим его Пом­пе­ем в храм Юпи­те­ра Капи­то­лий­ско­го. В 88 г. до н. э. в Пер­га­ме состо­я­лась цере­мо­ния при­жиз­нен­но­го апо­фе­о­за царя Мит­ри­да­та как ново­го бога Дио­ни­са-Осво­бо­ди­те­ля. Камея, воз­мож­но, про­ис­хо­дит из чис­ла гемм, зака­зан­ных для ново­го куль­та. Кусок вели­ко­леп­но­го трех­слой­но­го ага­та поз­во­лил масте­ру создать поли­хром­ное изо­бра­же­ние, пол­ное пафо­са. Осо­бен­но удач­но выре­за­ны рос­кош­ные куд­ри, увен­чан­ные плю­щом: там, где верх­ний слой утон­ча­ет­ся, они име­ют рыже­ва­тый скво­зя­щий тон, свер­ху же при­об­ре­та­ют насы­щен­ный корич­не­во-чер­ный.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 56—57, № 16.
Ключевые слова: сардоникс камея камеи менада менады Инв № Ж 334