Бюст Гая Цезаря или Луция Цезаря
Мрамор. Ок. 10 г. до н. э.
Высота 33 см.
Рим, Фонд Сордженте.

Бюст Гая Цезаря или Луция Цезаря.

Мрамор. Ок. 10 г. до н. э.
Высота 33 см.

Рим, Фонд Сордженте.

Происхождение:
Виль­гельм Горн (Wilhelm Horn) (1870—1959); при­об­ре­тен у док­то­ра Леде­ре­ра (Lederer), 1930 г.
Выстав­ки:
Древ­но­сти из част­ных собра­ний (Antiken aus rheinischem Privatbesitz), Рейн­ский муни­ци­паль­ный музей в Бонне, 1973—1974 гг.

Аук­ци­он­ный дом Кри­сти, Лон­дон, Кинг Стрит. Аук­ци­он 7183, лот 40, 18 октяб­ря 2005.
Оце­ноч­ная сто­и­мость: £25 000 — £35 000 ($43 725 — $61 215). Про­дан по цене: £78 000 ($136 422) (цена вклю­ча­ет пре­мию про­дав­ца).

Описание:

РИМСКИЙ МРАМОРНЫЙ БЮСТ ГАЯ ИЛИ ЛУЦИЯ ЦЕЗАРЕЙ

Око­ло 10 г. до н. э.

Голо­ва слег­ка повер­ну­та нале­во, корот­кие вью­щи­е­ся воло­сы харак­тер­но уло­же­ны разде­лен­ны­ми локо­на­ми надо лбом, гла­за с нечет­ко выра­жен­ны­ми зрач­ка­ми.
Высота 33 см.

Опи­са­ние лота.

ОПУБЛИКОВАН:
K. A. Neugebauer, Antiken in Deutschem Privatbesitz, Berlin, 1938, p. 17, no. 31, pl. 16.
Antiken aus rheinischem Privatbesitz, Rheinischen Landesmuseum, Bonn, 1973—1974, p. 214—215, no. 356, pl. 161.

Бюст был при­об­ре­тен немец­ким диле­ром док­то­ром Леде­ре­ром (Lederer) в фев­ра­ле 1930 г. у анти­ква­ра в Пари­же за 4525 немец­ких марок; он сде­лал это по сове­ту про­фес­со­ру Блю­ме­ля (Blumel) из Ста­ро­го музея в Бер­лине, кото­рый в то вре­мя соп­ро­вож­дал его. Через несколь­ко дней после воз­вра­ще­ния док­то­ра Леде­ре­ра из Пари­жа бюст купил Виль­гельм Горн (Wilhelm Horn), и с тех пор иден­ти­фи­ка­ция порт­ре­та ста­ла пред­ме­том дис­кус­сий.

Блю­мель счи­тал, что это был порт­рет моло­до­го Авгу­ста; у него был гип­со­вый сле­пок с похо­жей голо­вы моло­до­го Авгу­ста из Вати­кан­ской кол­лек­ции, изготов­лен­ный для Ста­ро­го музея. Про­фес­сор Зан (Zahn), тоже из Бер­ли­на, при­дер­жи­вал­ся того же мне­ния из-за боль­шо­го сход­ства с моло­дым Авгу­стом. О фак­те суще­ст­во­ва­ния порт­ре­тов юно­го Авгу­ста сооб­ща­ет­ся рим­ским авто­ром и сек­ре­та­рем импе­ра­то­ра Адри­а­на, Све­то­ни­ем, в его рабо­те «Жизнь две­на­дца­ти цеза­рей», в гл. 7 жиз­не­опи­са­ния Авгу­ста, где он упо­ми­на­ет о том, что есть малень­кое брон­зо­вое изва­я­ние, «изо­бра­жаю­щее его [Авгу­ста] ребен­ком… Это изва­я­ние я под­нес импе­ра­то­ру Адри­а­ну, кото­рый бла­го­го­вей­но поме­стил его сре­ди ларов в сво­ей опо­чи­вальне».

В пись­ме дирек­то­ра женев­ско­го Музея Искус­ства и Исто­рии от 30 июня 1930 г. порт­рет иден­ти­фи­ци­ро­ван как Гай или Луций Цезарь и при­веден очень похо­жий порт­рет (при­об­ре­тен­ный в Ита­лии из кол­лек­ции Сара­зи­на [Sarasin]) в его соб­ст­вен­ном музее в каче­стве срав­не­ния (музей­ный № 8935, опуб­ли­ко­ван в Женев­ском ката­ло­ге антич­ной скульп­ту­ры 1923 г., № 125, с. 92). В янва­ре 1938 г., про­фес­сор Келер (Kehler) из Буда­пешта посе­тил Гор­на и так­же выска­зал­ся, что это порт­рет Луция Цеза­ря пре­вос­ход­ной работы.
Более совре­мен­ные мне­ния скло­ня­ют­ся к иден­ти­фи­ка­ции порт­ре­та в каче­стве Гая Цеза­ря. Об обсуж­де­ни­ях это­го бюста и его иден­ти­фи­ка­ци­ях со ссыл­ка­ми, см. «Antiken aus rheinischen Privatbesitz».

Гай Цезарь (20 г. до н. э. — 4 г. н. э.) и Луций Цезарь (17 г. до н. э. — 2 г. н. э.) были сыно­вья­ми Агрип­пы, усы­нов­лен­ны­ми Авгу­стом в 17 г. до н. э. Они долж­ны были стать пре­ем­ни­ка­ми Авгу­ста, но Луций умер в Мар­се­ле по доро­ге к арми­ям в Испа­нии, а Гай умер в Ликии.


Источники:
© 2005 г. Фото, текст: Christie’s Fine Art Auction House (Sale 7183 Lot 40).

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii наследник гай цезарь g148 caius gaius caesar портрет портреты портретный портретная римский наследник луций цезарь g149 lucius caesar голова бюст мужской мужская мужчины мужчина портрет портретный бюст мрамор наследник гай цезарь g148 луций цезарь g149