Фигуры на крышке саркофага из Черветери (Цере)
Терракота. Конец VI в. до н. э. Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.

Фигуры на крышке саркофага из Черветери (Цере).

Терракота. Конец VI в. до н. э.

Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.

Происхождение:
Из Чер­ве­те­ри (Цере).

Описание:
В кон­це VI века до н. э. был создан слож­ный по пла­сти­че­ско­му деко­ру тер­ра­ко­то­вый сар­ко­фаг из Чер­ве­те­ри, с изо­бра­же­ни­ем на крыш­ке супру­же­ской четы. Муж и жена полу­ле­жат на мяг­кой под­стил­ке, опи­ра­ясь лок­тя­ми на подуш­ки. Муж­чи­на лас­ко­во поло­жил пра­вую руку на пле­чи жен­щи­ны, при­жав­шей­ся пле­чом [с.140] к его груди (ил. 82). Масте­ру уда­лось пере­дать наст­ро­е­ние покоя и уми­ротво­рен­но­сти, чув­ство глу­бо­ко­го внут­рен­не­го сог­ла­сия этих людей.
Сар­ко­фаг испол­нял­ся, несо­мнен­но, по частям, в раз­лич­ных, потом соеди­няв­ших­ся фор­мах. Нетруд­но заме­тить и разде­ле­ние ложа и фигур попо­лам. В тыль­ной части голов, в угол­ках поду­шек оста­лись круп­ные и мел­кие отвер­стия для выхо­да паров во вре­мя обжи­га полых внут­ри гли­ня­ных фигур и дета­лей.

Скуль­п­тор лако­ни­чен в деко­ре. Ложе с неболь­шим воз­вы­ше­ни­ем в голо­вах ожив­ле­но пиляст­ром с капи­те­лью, напо­ми­наю­щей эолий­скую, а фигур­ные нож­ки — узор­ны­ми пла­сти­на­ми, ранее рас­кра­шен­ны­ми. Лише­на [с.142] укра­ше­ний и ткань, зак­ры­ваю­щая ноги жен­щи­ны. Лишь ощу­ща­ют­ся ее гиб­кие под рука­ми умер­шей склад­ки, подат­ли­вая мяг­кость поду­шек, тре­пет­ная, буд­то взвол­но­ван­ная изнут­ри поверх­ность набро­шен­но­го на ноги пок­ры­ва­ла, дроб­ность мел­ких скла­док вид­не­ю­ще­го­ся из-под него хито­на. Фигу­ра муж­чи­ны вос­при­ни­ма­ет­ся более мону­мен­таль­ной. Спо­кой­ные широ­кие плос­ко­сти в его изва­я­нии отте­ня­ют наряд­ность пла­сти­че­ских форм жен­щи­ны, ее при­чес­ки с нис­па­даю­щи­ми на пле­чи косич­ка­ми.

Обоб­щен­но трак­то­ван­ные круп­ные чер­ты, мин­дале­вид­ные гла­за, при­под­ня­тые в улыб­ке угол­ки губ и, глав­ное, про­свет­лен­ность ликов с их не вполне этрус­ски­ми, по-гре­че­ски дале­ки­ми от кон­крет­но­сти чув­ства­ми и наст­ро­е­ни­я­ми, вызы­ва­ют в памя­ти про­из­веде­ния мало­азий­ской арха­и­че­ской скульп­ту­ры (ил. 83). Сде­лан ли сар­ко­фаг этрус­ским масте­ром, нахо­див­шим­ся под силь­ным вли­я­ни­ем гре­че­ских обра­зов, или элли­ном, при­ехав­шим в Чер­ве­те­ри, с уве­рен­но­стью ска­зать труд­но. Бес­спор­но лишь то, что искус­ство мало­азий­ской арха­и­ки ока­за­ло боль­шое вли­я­ние на стиль это­го памят­ни­ка.


Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 138—142, ил. 83.

комм.

комм.
Ключевые слова: терракота саркофаг муж жена супружеская пара супруги