Суд над Орестом
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
3,9 × 2,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Суд над Орестом.

Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
3,9 × 2,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Яркий обра­зец мало­азий­ско­го сти­ля. Бур­ное выра­же­ние чувств, не без утри­ров­ки и чисто теат­раль­ных эффек­тов, рим­ляне так и назы­ва­ли «ази­ан­ским сти­лем». Камея, пост­ро­ен­ная на дина­мич­ной пла­сти­ке и кон­трас­тах цве­та, вос­со­зда­ет цен­траль­ную часть утра­чен­ной кар­ти­ны ионий­ско­го худож­ни­ка Тиман­фа (IV в. до н. э.). Афи­на опус­ка­ет каме­шек в урну для голо­со­ва­ния, рядом с ней — Апол­лон, весь напряг­ся в ожида­нии Орест, обви­ня­е­мый в убий­стве мате­ри; за ним — замер­ла его сест­ра Элек­тра. На осно­ва­нии дру­гих повто­ре­ний мы зна­ем, что в ори­ги­на­ле перед Афи­ной нахо­ди­лись еще фигу­ры двух богинь мще­ния с факе­ла­ми, а меж­ду Электрой и ста­ту­ей Пал­ла­ды — фигу­ра отвер­нув­ше­го­ся в отча­я­нии Пила­да.
Глу­бо­кая резь­ба игрой све­то­те­ни уси­ли­ва­ет дра­ма­ти­че­скую кар­ти­ну, накал стра­стей под­черк­нут кон­тра­с­та­ми коло­ри­та: корич­не­во­го фона, белых фигур. От верх­не­го рыже­ва­то­го слоя ага­та мастер оста­вил лишь одно яркое пят­но — эгиду на груди Афи­ны. В срав­не­нии с каме­я­ми «алек­сан­дрий­ско­го роко­ко» пра­во­моч­но отно­сить подоб­ные работы к «мало­азий­ско­му барок­ко».

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 62—63, № 19.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca богиня афина паллада athene athena pallas орест ореста orestes сардоникс камея суд над орестом урна для голосования голосование электра художник тиманф тимант палладий