Суд над Орестом
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
3,9 × 2,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Суд над Орестом.

Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
3,9 × 2,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Яркий обра­зец мало­азий­ско­го сти­ля. Бур­ное выра­же­ние чувств, не без утри­ров­ки и чисто теат­раль­ных эффек­тов, рим­ляне так и назы­ва­ли «ази­ан­ским сти­лем». Камея, пост­ро­ен­ная на дина­мич­ной пла­сти­ке и кон­трас­тах цве­та, вос­со­зда­ет цен­траль­ную часть утра­чен­ной кар­ти­ны ионий­ско­го худож­ни­ка Тиман­фа (IV в. до н. э.). Афи­на опус­ка­ет каме­шек в урну для голо­со­ва­ния, рядом с ней — Апол­лон, весь напряг­ся в ожида­нии Орест, обви­ня­е­мый в убий­стве мате­ри; за ним — замер­ла его сест­ра Элек­тра. На осно­ва­нии дру­гих повто­ре­ний мы зна­ем, что в ори­ги­на­ле перед Афи­ной нахо­ди­лись еще фигу­ры двух богинь мще­ния с факе­ла­ми, а меж­ду Электрой и ста­ту­ей Пал­ла­ды — фигу­ра отвер­нув­ше­го­ся в отча­я­нии Пила­да.
Глу­бо­кая резь­ба игрой све­то­те­ни уси­ли­ва­ет дра­ма­ти­че­скую кар­ти­ну, накал стра­стей под­черк­нут кон­тра­с­та­ми коло­ри­та: корич­не­во­го фона, белых фигур. От верх­не­го рыже­ва­то­го слоя ага­та мастер оста­вил лишь одно яркое пят­но — эгиду на груди Афи­ны. В срав­не­нии с каме­я­ми «алек­сан­дрий­ско­го роко­ко» пра­во­моч­но отно­сить подоб­ные работы к «мало­азий­ско­му барок­ко».

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 62—63, № 19.
Ключевые слова: сардоникс камея камеи суд над Орестом Орест Афина урна для голосования голосование Электра художник Тиманф Тимант палладий Инв № Ж 300