Дионис на колеснице
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,1 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Дионис на колеснице.

Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,1 × 2,3 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
К мастер­ской рез­чи­ка Сост­ра­та, работав­ше­го при дво­ре Клео­пат­ры VII, мож­но отне­сти эту камею. Колес­ни­ца слов­но парит в возду­хе, отды­хаю­щий Дио­нис заки­нул пра­вую руку на голо­ву, его дви­же­нию вто­рит кен­тавр, пате­ти­че­ски под­няв­ший взор ввысь, кен­таврес­са бьет в бубен, скач­ка-галоп пре­вра­ща­ет­ся в экс­та­ти­че­ский танец.

Мастер, может быть сам Сострат, мяг­ко моде­ли­ру­ет фор­мы, утон­чая белый слой ага­та, так что он ста­но­вит­ся голу­бо­ва­тым. Трех­фи­гур­ная груп­па кон­струк­тив­но ясна и, чет­ко отде­лен­ная цве­том от корич­не­во­го фона, лег­ко чита­ет­ся даже на рас­сто­я­нии. От верх­не­го, третье­го, слоя ага­та, тща­тель­но счи­щен­но­го рез­чи­ком, оста­лись лишь корич­не­ва­тые пят­на на коле­нях Дио­ни­са, на ногах и кру­пе кен­тав­ра.

По мыс­ли созда­те­ля этой мини­а­тю­ры из ага­та она долж­на была отра­жать состо­я­ние дио­ни­сий­ско­го экс­та­за, осо­бо­го твор­че­ско­го настроя души чело­ве­ка в момент рас­кре­по­ще­ния чувств. Имен­но за эти свой­ства гре­ки дали богу вина сакраль­ный эпи­тет — Осво­бо­ди­тель.


Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 64—65, № 20.
Ключевые слова: сардоникс камея камеи Дионис на колеснице запряженной кентаврами кентавры кентавр кентавресса колесница Вакх Бахус тирс резчик Сострат круг Сострата Sostrates Инв № Ж 282