Южная венчающая плита жертвенного стола, фрагмент фриза с фламином и задрапированной фигурой
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Южная венчающая плита жертвенного стола, фрагмент фриза с фламином и задрапированной фигурой.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
От восточ­но­го внут­рен­не­го фри­за, про­ти­во­по­лож­но­го фри­зу с вестал­ка­ми, сох­ра­нил­ся лишь фраг­мент; одна­ко, этот обра­зец очень важен, если опо­знать в изо­бра­жен­ных на нем фигу­рах, сле­дуя интер­пре­та­ции Морет­ти, фла­ми­на, а в пер­со­на­же в тоге и под пок­ры­ва­лом — само­го Авгу­ста, пред­став­лен­но­го, воз­мож­но, в долж­но­сти вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, кото­рую он полу­чил в 12 г. до н. э., после смер­ти преды­ду­ще­го пон­ти­фи­ка, три­ум­ви­ра Мар­ка Эми­лия Лепида. Это весь­ма веро­ят­ная гипо­те­за, но совер­шен­но не оче­вид­ная. Конеч­но, долж­ность пон­ти­фи­ка была пре­стиж­ней­шей из рели­ги­оз­ных долж­но­стей Рима: пон­ти­фик был пат­ро­ном куль­тов и государ­ст­вен­ной рели­гии, ответ­ст­вен­ным за культ Капи­то­лий­ской три­а­ды, в его веде­нии нахо­дил­ся офи­ци­аль­ный пере­чень ауспи­ций (annales maximi), он назна­чал веста­лок и фла­ми­нов и, фак­ти­че­ски, был посред­ни­ком, на кото­ро­го рим­ляне пола­га­лись в деле сох­ра­не­ния pax deorum, сог­ла­сия меж­ду дей­ст­ви­я­ми людей и волей богов. В этом смыс­ле при­сут­ст­вие его на алта­ре Мира пред­став­ля­ет­ся вер­ным и логич­ным. Но Август при­нял эту пожиз­нен­ную долж­ность — кото­рой обла­дал Юлий Цезарь и кото­рая после смер­ти Цеза­ря была по неза­кон­ной про­цеду­ре пере­да­на Лепиду — толь­ко после смер­ти преж­не­го пон­ти­фи­ка, то есть тогда, когда алтарь Мира уже стро­ил­ся. Прин­цепс сам выра­зи­тель­но упо­ми­на­ет это собы­тие в Дея­ни­ях (10,2): «Вели­ким пон­ти­фи­ком я отка­зал­ся стать вме­сто живо­го кол­ле­ги, когда народ под­но­сил мне этот жре­че­ский сан, кото­рый имел мой отец. Этот жре­че­ский сан я при­нял несколь­ко лет спу­стя, когда умер тот, кто им овла­дел, вос­поль­зо­вав­шись вол­не­ни­я­ми граж­дан, при­чем со всей Ита­лии на народ­ное собра­ние для мое­го избра­ния собра­лось такое мно­же­ство наро­да, како­го, как рас­ска­зы­ва­ют, нико­гда до это­го вре­ме­ни не было».
Если допу­стить хро­но­ло­ги­че­ское несов­па­де­ние, две малень­кие фигу­ры на запад­ной вен­чаю­щей пли­те жерт­вен­ни­ка в этом слу­чае будут наме­кать на совре­мен­ное собы­тие основ­ной зна­чи­мо­сти, начи­ная с кото­ро­го сам пон­ти­фи­кат изме­нит свою при­ро­ду, транс­фор­ми­ру­ясь из выбор­ной долж­но­сти в почет­ный титул, на кото­рый, начи­ная с Авгу­ста, будет иметь пра­во каж­дый импе­ра­тор.

Источники:
© Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 24, 29.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф алтарь мира августа августова ara pacis augustae алтарь мира августа августов мир ara pacis жертвенный стол жертвоприношение фламин задрапированная фигура волюта завиток горизонтальный кронштейн консоль