Деталь верхнего выступа внутреннего ограждения
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Деталь верхнего выступа внутреннего ограждения.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).

Описание:
Так­же верх­ний внут­рен­ний выступ, с фесто­на­ми, состо­я­щи­ми из бычьих чере­пов (bucrania), разде­ля­е­мых пате­ра­ми, или риту­аль­ны­ми мел­ки­ми чаша­ми, по-види­мо­му, напо­ми­на­ет орна­мент, поме­щав­ший­ся на дере­вян­ный забор, кото­рый, воз­мож­но, укра­шал­ся гир­лян­да­ми, закреп­ля­е­мы­ми при помо­щи vittae, или свя­щен­ных повя­зок, и чере­пов живот­ных.

Внут­рен­няя отдел­ка стен ограж­де­ния, сле­до­ва­тель­но, — это нечто вро­де визу­аль­но­го упо­ми­на­ния о фор­мах арха­и­че­ско­го риту­а­ла, в соот­вет­ст­вии с поли­ти­кой рели­ги­оз­ной рестав­ра­ции, про­во­див­шей­ся Авгу­стом; в то же вре­мя сим­во­ли­че­ская цен­ность орна­мен­таль­ных эле­мен­тов силь­но под­черк­ну­та: глав­ным обра­зом в цик­ли­че­ской после­до­ва­тель­но­сти фесто­нов — чрез­вы­чай­но бога­то укра­шен­ных коло­сья­ми пше­ни­цы, гроз­дья­ми ягод и фрук­тов всех сезо­нов, а так­же рас­те­ни­я­ми, как куль­тур­ны­ми (ячмень, вино­град, олив­ки, фиги, ябло­ки, гру­ши, виш­ни и грец­кие оре­хи), так и дики­ми (сос­но­вые шиш­ки, дуб, лавр, маки и плющ), и чере­па­ми быков, про­сто голы­ми костя­ми и пусты­ми глаз­ни­ца­ми — это оче­вид­ная ссыл­ка на есте­ствен­ный цикл смер­ти и воз­рож­де­ния.


Источники:
© Фото, текст: O. Rossini. Ara Pacis. Rome, Electa, 2007, с. 22, 27.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф алтарь мира августа августова ara pacis augustae священная повязка священные повязки vitta vittae алтарь мира августа августов мир ara pacis растительный орнамент пальметта букраний гирлянда лента