Эос на колеснице.

Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,8 × 2,2 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Ком­по­зи­ция была очень популяр­на в глип­ти­ке элли­низ­ма, а потом и в Риме. Она, по-види­мо­му, вос­хо­дит к живо­пис­но­му ори­ги­на­лу клас­си­че­ской эпо­хи. Близ­ка нашей неа­по­ли­тан­ская под­пис­ная камея Сост­ра­та с изо­бра­же­ни­ем Ники. По-види­мо­му, и эрми­таж­ная камея вышла из мастер­ской Сост­ра­та. Сюже­ты его под­пис­ных работ — «Ника с коня­ми», «Дио­нис, везо­мый кен­тав­ра­ми», «Эрот, веду­щий упряж­ку львов» — поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что непо­сред­ст­вен­ным заказ­чи­ком Сост­ра­та мог быть Анто­ний, соче­тав­ший­ся бра­ком с Клео­патрой и пре­тен­до­вав­ший на роль вто­ро­го Дио­ни­са, вла­ды­ки Восто­ка… Эос (утрен­няя заря) оли­це­тво­ря­ла Восток.
Было выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что все упо­мя­ну­тые под­пис­ные работы Сост­ра­та про­ис­хо­дят из дак­ти­лио­те­ки рим­ско­го пол­ко­во­д­ца.
Эрми­таж­ная камея несколь­ко раз­ру­ше­на, но чер­ты твор­че­ской мане­ры Сост­ра­та невоз­мож­но отри­цать: дина­мич­ный ритм, точ­ное ком­по­зи­ци­он­ное пост­ро­е­ние, коло­ри­сти­че­ская ясность.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 68—69, № 22.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сардоникс камея камеи Аврора Эос на колеснице конь кони лошадь лошади колесница бига резчик Сострат круг Сострата Sostrates
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА