Эроты, Психея и Дионис
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,8 × 2,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Эроты, Психея и Дионис.

Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,8 × 2,4 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Может пока­зать­ся, что рез­чик эпо­хи Клео­пат­ры VII задал­ся целью про­ил­лю­ст­ри­ро­вать эпи­грам­мы совре­мен­ных поэтов, настоль­ко бли­зок образ­ный строй сти­хотвор­ных мини­а­тюр и глип­ти­че­ских. Объ­яс­не­ние это­му — в суще­ст­во­ва­нии ныне утра­чен­ных стан­ко­вых кар­тин — осно­вы как «живо­пи­си в камне», так и эпи­грам­ма­ти­че­ской поэ­зии.
Под дере­вом полу­ле­жит Пси­хея, малень­кий эрот зала­мы­ва­ет ей руки и свя­зы­ва­ет их за спи­ной, дру­гой эрот, встав на алтарь, гото­вит­ся под­не­сти факел к ее кры­льям. Рядом, опи­ра­ясь на тирс, сидит юный Дио­нис, явный сообщ­ник эротов. Чет­ко выве­рен­ное рав­но­ве­сие харак­тер­но для ком­по­зи­ции кро­шеч­ной кар­ти­ны из ага­та: алтарь и кры­ла­тый божок с факе­лом, ска­ла и Дио­нис с тир­сом обра­зу­ют как бы сим­мет­рич­ные кули­сы для цен­траль­ной груп­пы, дере­во в цен­тре слу­жит осью ком­по­зи­ции. По-види­мо­му, эта камея вышла из мастер­ской рез­чи­ка Сост­ра­та.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 72—73, № 24.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская romana дионис dionysus эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor эллинистический египет египетский египетская египетское египетские психея психе психеи psyche камея камеи сардоникс мучают психею в присутствии диониса вакх бахус тирс факел резчик сострат круг сострата sostrates