Спящий Гермафродит.

Двухслойный оникс. Александрия. I в. до н. э.
2,1 × 2,6 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Пол­на изыс­кан­ной неги мини­а­тюр­ная сцен­ка в мане­ре «алек­сан­дрий­ско­го роко­ко», выре­зан­ная так­же в мастер­ской Сост­ра­та. Оби­лие реплик застав­ля­ет пред­по­ло­жить, что в осно­ве повто­ре­ний лежит утра­чен­ная живо­пис­ная ком­по­зи­ция. Мастер выбрал рис­ко­ван­ную эро­ти­че­скую тему: стран­ное созда­ние антич­ной мифо­ло­гии, сын Гер­ме­са и Афро­ди­ты, соеди­нив­ший в себе оба пола, нежит­ся в тени дере­вьев. В живо­пис­ном ори­ги­на­ле была обо­зна­че­на и под­сте­ре­гав­шая его опас­ность: сла­сто­лю­би­вые хмель­ные сати­ры, под­кра­ды­ваю­щи­е­ся к без­мя­теж­но спя­ще­му Гер­ма­фро­ди­ту. Его слух нежат музы­кой два эрота-музы­кан­та, тре­тий эрот, наве­ваю­щий вее­ром про­хла­ду, заме­тив опас­ность, про­бу­ет рас­тор­мо­шить Гер­ма­фро­ди­та. Тон­чай­шие живо­пис­ные нюан­сы извле­ка­ет Сострат из двух­слой­но­го кам­ня. Встре­тив­ши­е­ся в ниж­нем слое тем­ные вклю­че­ния долж­ны создать иллю­зию тени­стых кустар­ни­ков, где раз­во­ра­чи­ва­ет­ся сцен­ка. Розо­вые и белые участ­ки верх­не­го слоя поз­во­ли­ли нюан­си­ро­вать мастер­ски вылеп­лен­ное тело Гер­ма­фро­ди­та.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 74—75, № 25.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: двухслойный оникс камея камеи спящий Гермафродит в окружении эротов эрот эроты Эрос амур амуры Купидон лира резчик Сострат круг Сострата Sostrates
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА