Героизированный умерший.

Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Головы из Копенгагена.
Глина. 325—300 гг. до н. э.
Высота (с ручками) 49,2 см; диаметр устья 24 см; диаметр подставки 12,6 см.
Инв. № Б. 565.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пил в 1834 г. из кол­лек­ции Пиц­ца­ти; най­ден в Бари.

Описание:
На туло­ве лице­вой сто­ро­ны кра­те­ра изо­бра­жен сидя­щий в геро­оне обна­жен­ный юно­ша. В пра­вой руке он дер­жит шлем, в левой — копье. Белой наклад­ной крас­кой напи­са­ны геро­он и тело юно­ши, золо­ти­сто-жел­той окра­ше­ны его воло­сы и обо­зна­че­ны ана­то­ми­че­ские дета­ли тела. Этой же золо­ти­стой крас­кой при­дан метал­ли­че­ский блеск слов­но свер­каю­ще­му на солн­це воору­же­нию вои­на, сидя­ще­го на под­сте­лен­ном гима­тии. По обе­им сто­ро­нам от геро­о­на нари­со­ва­ны куша­ки с завяз­ка­ми — сим­вол загроб­ной жиз­ни. Волю­ты кра­те­ра укра­ше­ны выпол­нен­ны­ми в релье­фе жен­ски­ми мас­ка­ми. На гор­ле вазы изо­бра­же­на жен­ская голо­ва в крас­ном сак­ко­се (чеп­це), обра­щен­ная вле­во. Кры­лья, флан­ки­ру­ю­щие голо­ву, озна­ча­ют, что перед нами — боги­ня победы Ника. На обо­ро­те кра­те­ра изо­бра­же­на жен­ская голо­ва в про­филь с рез­ко обо­зна­чен­ны­ми чер­та­ми лица, харак­тер­ны­ми для рисун­ка масте­ра Голо­вы из Копен­га­ге­на. Вся сво­бод­ная поверх­ность вазы запол­не­на раз­лич­ны­ми узо­ра­ми: паль­мет­та­ми и полу­паль­мет­та­ми, лепест­ка­ми и завит­ка­ми. Вазы, изготов­лен­ные в кон­це V—IV в. до н. э. на юге Апен­нин­ско­го полу­ост­ро­ва (полу­чив­шие пото­му наз­ва­ние южно­и­та­лий­ских) в той же крас­но­фи­гур­ной тех­ни­ке, что и атти­че­ские, явля­лись сна­ча­ла пря­мым про­дол­же­ни­ем это­го сти­ля в антич­ной кера­ми­ке, а затем на про­тя­же­нии IV в. до н. э. пре­об­ра­зи­лись в само­быт­ное тече­ние. Южно­и­та­лий­ские вазы пред­на­зна­ча­лись спе­ци­аль­но для погре­бе­ний, и пото­му рисун­ки на них свя­за­ны, как пра­ви­ло, с пред­став­ле­ни­я­ми древ­них о загроб­ной жиз­ни. На вазах, изготов­лен­ных в Апу­лии, со вто­рой чет­вер­ти IV в. до н. э. неред­ко изо­бра­жал­ся геро­он, а в нем — фигу­ра умер­ше­го. Чаще все­го они были выпол­не­ны белой наклад­ной крас­кой, обо­зна­чав­шей мра­мор или извест­няк, исполь­зо­вав­ши­е­ся при стро­и­тель­стве над­гроб­ных памят­ни­ков и изготов­ле­нии ста­туй. Вокруг геро­о­на обыч­но рас­по­ла­га­лись раз­лич­ные погре­баль­ные при­но­ше­ния: фиа­лы, пло­ды, лен­ты, вен­ки и про­чие сим­во­лы пок­ло­не­ния умер­шим. О том, что эта ваза была изготов­ле­на для погре­бе­ния умер­ше­го вои­на, свиде­тель­ст­ву­ет воору­же­ние в руках юно­ши, а так­же изо­бра­же­ние голо­вы боги­ни победы Ники. Фор­мой эта неболь­шая ваза пол­но­стью иден­тич­на гро­мад­ным (до 1,5 м) кра­те­рам с волю­та­ми, кото­рые исполь­зо­ва­лись с древ­ней­ших вре­мен как над­гроб­ные памят­ни­ки. Про­из­вод­ство подоб­ных погре­баль­ных ваз в послед­ней тре­ти IV в. до н. э., когда апу­лий­ская шко­ла вазо­вой живо­пи­си всту­пи­ла в послед­ний пери­од сво­е­го суще­ст­во­ва­ния, чрез­вы­чай­но уве­ли­чи­лось. Мода это­го вре­ме­ни на вазы боль­ших раз­ме­ров, осо­бен­но на кра­те­ры с волю­та­ми, амфо­ры и лут­ро­фо­ры, объ­яс­ня­ет­ся так­же рас­про­стра­не­ни­ем с середи­ны IV в. до н. э. погре­баль­ных камер, где эти вазы мог­ли быть раз­ме­ще­ны.

Е. Б. Ана­ньич

Литература:
Lohmann H. Grabmaler auf unteritalischen Vasen // Archäologische Forschungen. Bd VII. Berlin, 1979. S. 211. N A.308; Trendall A. D., Cambitoglou A. The Red-figured Vases of Apulia. Suppl. II // Bulletin of the Institute of Classical Studies (University of London). Vol. 60. Pt I. London, 1982. P. 952. N 331; Мир геро­ев. Миф и реаль­ность: Про­из­веде­ния антич­но­го и запад­но­ев­ро­пей­ско­го искус­ства из собра­ния Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа: Ката­лог выстав­ки. СПб., 2005. С. 34. № 26.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Чистый лист, СПб, 2007, с. 80, кат. № 16.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: героизированный умерший апулийский кратер краснофигурный Апулия глина волютный волюта волюты Мастер Головы из Копенгагена обнаженный юноша воин лицо менады менада героон храм героя крылатая Ника саккос чепец кушак копье шлем гиматий Инв № Б 565 Б565
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА