Женская голова из святилища в Вейях.

Терракота. V в. до н. э.

Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.

Происхождение:
Из свя­ти­ли­ща Минер­вы в Вей­ях.

Описание:
Изме­не­ния в худо­же­ст­вен­ных фор­мах пла­сти­ки рубе­жа VI—V веков до н. э. доволь­но ярко высту­па­ют в жен­ской тер­ра­ко­то­вой голо­ве из свя­ти­ли­ща Минер­вы в Вей­ях (ил. 115). Мастер с боль­шей, неже­ли его арха­и­че­ские пред­ше­ст­вен­ни­ки, вни­ма­тель­но­стью отнес­ся к изо­бра­же­нию лица. При­бли­же­ние к види­мой дей­ст­ви­тель­но­сти все более и более зани­ма­ло скуль­п­то­ров. И хотя воз­вы­шен­ная и обоб­щен­ная идея про­дол­жа­ла оста­вать­ся осно­вой про­из­веде­ния, созда­вав­ший­ся образ все явст­вен­нее упо­доб­лял­ся реаль­но­сти, какую видел перед собой худож­ник. Воло­сы изо­бра­жа­лись не услов­но, а гиб­ки­ми, зави­ваю­щи­ми­ся на кон­цах прядя­ми, пра­виль­нее пони­мал­ся рельеф лица, и скуль­п­тор пока­зы­вал гла­за уже не таки­ми выпук­лы­ми, как рань­ше, но сидя­щи­ми глуб­же. Соч­нее выри­со­вы­ва­лись объ­е­мы губ, гар­мо­нич­нее ста­но­ви­лись соот­но­ше­ния отдель­ных про­пор­ций лица. Про­цесс сти­ле­вых изме­не­ний на рубе­же арха­и­ки и клас­си­ки, хоро­шо извест­ный по памят­ни­кам гре­че­ско­го искус­ства, про­те­кал и в этрус­ской худо­же­ст­вен­ной прак­ти­ке. Назвать этот про­цесс пере­ход­ным к клас­си­ке и тем самым пере­не­сти тер­ми­но­ло­гию гре­че­ской пери­о­ди­за­ции на этрус­ские явле­ния вряд ли пра­во­мер­но, но нель­зя не отме­тить его боль­шо­го зна­че­ния и для этрус­ско­го искус­ства.

Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 199—200, ил. 115.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: терракота женская голова из святилища в Вейях святилище Вейи женщина