Геракл у Омфалы.

Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,8 × 1,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
В пикант­ную исто­рию, сдоб­рен­ную эро­ти­кой, пре­вра­ща­ет­ся сюжет о Герак­ле. Камея слу­жи­ла шут­ли­вым напо­ми­на­ни­ем о том, что люб­ви покор­ны не толь­ко все воз­рас­ты, но и все поло­же­ния: любовь не мино­ва­ла и гроз­но­го героя. Лидий­ская цари­ца Омфа­ла, пред­мет люб­ви Герак­ла, дела­ет его плен­ни­ком, про­яв­ляя власть над влюб­лен­ным. Она велит ему надеть жен­ские одеж­ды и сесть за пря­жу. А сама наря­жа­ет­ся в его доспе­хи. Мастер кру­га Сост­ра­та, воз­мож­но не без наме­ка на отно­ше­ния Анто­ния и Клео­пат­ры, изо­бра­зил как бы пре­людию к уни­же­нию героя: Герак­ла в бане Омфа­лы. Сняв доспе­хи, он сидит на кор­точ­ках перед тро­ном, на кото­ром вос­седа­ет обна­жен­ная цари­ца. Она рас­че­сы­ва­ет шеве­лю­ру Герак­ла, а кры­ла­тый эрот ума­ща­ет ее. В камее мог­ли видеть акту­аль­ные наме­ки, и имел­ся живо­пис­ный обра­зец; при­ведем стро­ки из био­гра­фии Анто­ния: «Как на кар­ти­нах мы видим Омфа­лу, кото­рая отби­ра­ет у Герак­ла пали­цу или сбра­сы­ва­ет с его плеч льви­ную шку­ру, так и Анто­ний, обез­ору­жен­ный и окол­до­ван­ный Клео­патрой, не раз остав­лял важ­ней­шие дела» (Плу­тарх).

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», изд-во «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 78—79, № 27.

комм.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: сардоникс камея камеи Геракл у Омфалы Омфала Геркулес амур амуры купидон купидоны эрот эроты эрос эросы стул сиденье мебель шкура немейского льва немейский лев резчик Сострат круг Сострата Sostrates
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА